Презентация по литературе Особенности построения драматического произведения на примере комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Особенности построения драматического произведения на примере комедии А.С. Грибоедова Горе от умаЯзык, стих, слог — все оригинально в «Горе от ума»... (В. Г. Белинский)
Название комедии Первоначально пьеса называлась как драма с название "Горе уму" и только потом стала комедией "Горе от ума". При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон.
Смысл названия комедии Изначально смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий - умный человек пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим. И в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. Но изменив название, Грибоедов изменил и смысл. Чтобы его понять, теперь нужно было изучить проблему ума в произведении, а для этого надо понять насколько умен Чацкий.
Черты классической комедии в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматургии в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.
Черты комедии 1) Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров. Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу, но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу». Таким образом, Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари...» (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).
Черты комедии 2)Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.
Черты комедии 3) Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, чрезмерной раздражительностью, даже злобой. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое «фамусовское общество» противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра, Чацкий для него - родной человек.Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.
Черты комедии 4) В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных, к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей — родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник». А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой». Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте.
Черты комедии 5) Использование только основных персонажей.Грибоедов использовал внесценических персонажей, которые считались новаторским приемом. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.
Черты комедии 6) Также по законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень); безымянные господа N и D необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии, «кривое зеркало».
Черты комедии 7) Неоднозначность главных героев.Главные герои (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается того, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора , сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви, озлобляясь, начинает обличать всех и вся.
Общий выводИтак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.
Спасибо за внимание!!!