Технология обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок – матриц.


МДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Теремок»Технология обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок – матриц.Афиногенова Н.В., воспитатель средней группы Лабытнанги, 2013г «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» Л.С.Выготский

Тема: «Технология обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок – матриц» Цель: развитие монологической речи и активизация творческого рассказывания с помощью картин – матриц. обогащать, расширять и активизировать словарь детейснять речевой негативизм учить детей создавать картину- матрицу и рассказывать о ее содержанииформировать монологическую речьучить последовательности, логичности, полноте и связности изложенияразвивать творческое мышление, внимание, воображение вызвать стремление к самостоятельному сочинениюЗадачи:
style.rotation Вводная частьПятый год жизни - это период стремительного «взросления» детей. Их всё вокруг интересует. Обо всём, что произошло или что увидели, рассказывают, пересказывают, выдумывают, и говорят наперебой. Пятый год жизни - это период наивысшей речевой активности и творческого мышления детей. Это время перехода от основной формы обучения- диалога к монологической речи.


4,5года ДИАЛОГ МОНОЛОГ Обучение предлагается начинать только во второй половине учебного года, т.к. в 4,5 года происходит переломный момент в психическом развитии детей. Монологическая речь - это организованный и развёрнутый вид речи. Ребёнку необходимо научиться обдумывать содержание своего рассказа и связно излагать его. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. В рамках реализации основной общеобразовательной программы детского сада,  в средней группе для обучения монологической речи детей используются следующие виды непосредственно образовательной деятельности детей:

Основная часть ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ КАРТИН – МАТРИЦ Эффективным средством развития творчества детей и активизации их речи считаю работу по созданию и описанию картин – матриц.

Лист - матрица Раздаточные картинки Картинка - матрица






Главное – мотивационная направленность этой деятельности. Роль педагога в этом процессе: помочь ребенку увидеть свой сюжет , связно изложить его, логично завершить. Рассказы детей должны отличаться.Если ребёнок выбрал такой же сюжет, то нужно ему помочь придумать заключительный момент. Необходимо, поддерживать интерес детей к творческим рассказам каждого ребёнка. При обучении творческому рассказыванию с помощью картин – матриц формируются умения:
Дидактические игры и упражнения:«Что сначала, что потом», «Исправь ошибку», «Расскажите по цепочке», «Разложи правильно».Игра «Ищу друзей (недругов)».Картинки с последовательно развивающимся действием.Полезно упражнять детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам. Дидактическая игра «Добавь слово».



Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; формирование знаний об окружающем мире;обогащение и активизация словаря;умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.При правильной организации работы с картинками – матрицами у детей интенсивнее развивается:монологическая речь,- активный словарь,- логическое мышление, воображениесамостоятельное сочинительство.Разнообразные красочные индивидуальные картинки – матрицы помогают застенчивым или замкнутым детям раскрепоститься, и составить свой творческий рассказ.



Итак , при использовании картин – матриц дошкольники достигают следующих знаний, умений, навыков: умеют создавать картину- матрицу и рассказывать о ее содержании; применяют в речи монолог; обогащают, расширяют и активизируют свой словарь; умеют последовательно, логично, полно и связно излагать содержание своего рассказа; приобретают стремление к самостоятельному сочинительству; раскрепощаются, возникает желание говорить, общаться. Критерии оценивания по образовательной области «Формированию целостной картины мира».1. Называет разные предметы, которые окружают его в помещении, на улице, знает их название.2. Называет признаки и количество предметов.3. Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.4. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.5. Называет времена года в правильной последовательности.6. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Диагностика по образовательной области «Формирование целостной картины мира». 1.Умение употреблять в речи глаголы, характеризующие трудовые действия.2. Употребляет слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, веселый), этические качества (хитрый, добрый), этические характеристики (нарядный, красивый).3. Умение согласовывать слова в предложения.4. Умение правильно употреблять глаголы повелительного наклонения: ляг!, лежи!, поезжай!5. Умение участвовать в беседе.6. Умение описать картину, игрушку по образцу воспитателя.
Диагностика по образовательной области «Коммуникация»

rrrrr


ppt_yppt_yppt_y