Презентация к уроку литературы на тему Проблема выбора в повести В.Г.Распутина Живи и помни (11 класс)


В.Г.Распутин «Живи и помни»(1974) В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в еще большей степени – перед его женой Настеной. «Живи и помни» - книга о войне, драма одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны – дезертирство, о чём сильно-то не говорили, чаще всего прославляли героизм и бесстрашие. В повести война – причина не только физической гибели людей, но и духовной. Показан ещё один сильный женский образ – Настёна. Осудить её? Но она выполняет свой долг – остаётся верной мужу. Проблема выбора в повести Об истории дезертиров вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию. Дезертирство: что приводит к нему Главный герой, Андрей Гуськов, до войны был славным, работящим парнем, послушным сыном, надежным мужем. На фронт он отправлен в сорок первом году. "Поперек других не лез, но и за чужие спины не прятался”, — говорит о нем автор. Не из числа робких был Андрей — воевал три года исправно. Правда, умирать ему не хотелось. Герои повести, их судьбы Дезертирство Андрея Гуськова привело его к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Это подтверждается следующими эпизодами:Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”,Немая встреча с отцом,“Оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии,Переживаний Настены он тоже словно не слышит и др.Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным. Описывая Гуськова, Распутин обращает на это внимание: вместо кожи – шкура; живет, как крот, в потемках; герой называет себя “зверюгой лесной”; у него “звериный аппетит”. Андрей: бегство, отчуждённость, одиночество Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы видим, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Примечательно то, что Распутин постепенно забирает у героя имя и фамилию, забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин. Внутреннее расчеловечивание героя Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,Не той, что была по учебникам пройдена,А той, что пылала в глазах воспаленных,А той, что рыдала,- запомнил я Родину.И вижу ее накануне победыНе каменной, бронзовой, славой увенчанной,А очи проплакавшей, идя сквозь беды,Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной. К. Симонов Настёна: судьба и выбор Ей приходится обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа. Она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его. В зимнюю стужу пробирается в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Ведь муж на войне! Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Свекровь выгнала ее из дома. Настёна Заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно. Жить, чтобы помнить… Смертью жены и неродившегося ребёнка карает автор героя: «Живи и помни. Живи и помни!» Нельзя прожить врозь от народной судьбы. Бывает наказание смертью, а бывает – жизнью. Так вот и Андрей вынужден жить загнанным, озверевшим. Живи и помни…