Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ( из опыта работы)
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста». ( из опыта работы) Подготовила: Пономарева Татьяна Николаевна воспитатель I квалификационной категорииМКДОУ «ЦРР - детский сад №3» р.п. Таловая Актуальность темы. Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и «нано»-технологий, поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому развитие логического мышления у дошкольников имеет немаловажное значение и актуально в наши дни. Цель и задачи. Цель – создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.Задачи:Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации и.т.д.Развивать у детей высшие психологические функции, умение рассуждать, доказывать, интеллектуальные способности.- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам. Новизна.Новизна опыта состоит: в подборке и систематизации разного рода игр, упражнений пособий, литературы, нацеленных на развитие логического мышления детей ; в комплексном использовании занимательного дидактичес- кого материала в непосредственно образовательной, игровой и самостоятельной деятельности. Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам относится - игра. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. »В. А. Сухомлинский.Развитие логического мышления включает в себя целенаправленное использование развивающих и дидактических игр. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. В своей работе я использую следующие развивающие игровые технологии: Логические блоки Дьенеша Развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение и познавательныеспособности.В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Палочки Кюизенера Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Они способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Развивающие игры Никитина. «Сложи узор»«Сложи квадрат»«Уникуб»«Кубики Никитина»«Дроби»«Кирпичики» Игры направлены на развитие у ребенка интеллекта, внимания, умения логически мыслить и решать нестандартные задачи. Игры Воскобовича. «Геоконт»«Квадрат Воскобовича»«Математические корзинки» Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, воображение, умение сравнивать, анализировать, и сопоставлять, а также моделировать и соотносить части и целое. Игры – головоломки. «Танграм»«Колумбово яйцо»«Волшебный круг»«Головоломка Пифагора»«Въетнамская игра»«Монгольская игра» Игры-головоломки развивают: -Пространственные представления;-Воображение;-Конструктивное мышление;-Комбинаторные способности;-Сообразительность;-Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному. «СЛОЖИ ИЗ ФИГУР»« НАЙДИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ»«ЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ»«ЛАБИРИНТЫ»«ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»«ЦВЕТ И ФОРМА»«ЧИТАЕМ И СЧИТАЕМ»«ДОМИНО» Настольные логические игры Цель этих игр –развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание. Игры с счётными палочками Что развивают счетные палочки?-концентрацию внимания (сосредоточенность)-пространственное мышление-логику-воображение-мелкую моторикуКак я использую ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ-считаем-выкладываем буквы, слова, цифры, примеры-строим схемы предложений-строим геометрические фигуры-строим лестницы, колодцы, железные дороги-строим дорожки, соблюдая ритм-и еще устраиваем превращения - это когда переложив одну-две палочки получаем другую фигуру.-выкладываем различные картинки Словесно - логические игры и упражнения «Закончи предложение»«Подбери общее понятие»«Лишнее слово»«Ранжирование»«Отгадай загадку»«Логические задачи»«Задачи-шутки»«Занимательные вопросы»«Вопросы на смекалку»«Что сначала, а что потом» Данные игры и упражнения направлены на развитие умственных и речевых способностей у детей. Работая над темой «Развитие логического мышления у детей» я использую не только развивающие и дидактические игры, но и провожу занятия и развлечения в нетрадиционной форме. С этой целью разработала и провела открытое занятие «Путешествие в математическую галактику», интеллектуальную игру «Счастливый случай», КВН «Умники и Знатоки». Во всех этих и других проводимых мной занятиях я способствовала развитию у детей интереса к решению познавательных, творческих задач. Также мною разработана программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Умники и Умницы». Хотелось бы отметить, что для более эффективного развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, необходимо включать в работу и родителей. Для этого я использую разные формы работы с родителями:-анкетирование;-консультации о подборе игр по формированию логического мышления: «Математика для дошкольников», «Развитее логического мышления у дошкольников», «Дидактическая игра как средство развития логического мышления», «Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников» и другие;индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;родительские собрания. Результативность опыта работы Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проведенных обследований наблюдается повышение уровня развития логического мышления дошкольников. Дошкольники научились:-логически мыслить, определять закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельностью; -путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять числовые задания, находить ответ к загадкам;-правильно отвечать на поставленные вопросы;-ориентироваться в пространстве, выполнять графические диктанты;-ставить цель и собственными усилиями добиваться результата.Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.