Презентация по дисциплине Библиотечное обслуживание на тему Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс


Пыркова Юлия Ивановна,преподаватель библиотечных дисциплинГБПОУ СО «СКИиК»Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс. Читатель и библиотекарь как его активные участники Основная терминология:Библиотечное обслуживание — важнейшая родовая функция библиотеки. Именно появление фигуры читателя, удовлетворение его потребностей — то есть обслуживание — и делает библиотеку библиотекой, в противном случае можно говорить лишь о книгохранилище, складе книг и т. п.Библиотечное обслуживание - деятельность, направленная на обеспечение информационных запросов пользователей как непосредственно в библиотеке, так и вне ее стен. Процесс библиотечного обслуживания может быть осмыслен в двух плоскостях:Это процесс социальный, т. е. имеющий задачу, базирующуюся на том убеждении, что библиотечное обслуживание приводит к неким социальным последствиям и изменениям, как для конкретной личности, так и для различных социальных групп населения и для общества в целом;Это технологический процесс, предполагающий последовательность действий (операций, процедур) библиотекаря, направленных на предоставление пользователю определенной услуги. Цель библиотечного обслуживания:- Удовлетворение потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг.Библиотечная услуга – конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки. обязательные бесплатные библиотечные услуги:Получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа, о составе библиотечного фонда через систему каталогов и картотек; другие виды информации;Консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;Организация в библиотеке выставок, открытых просмотров литературы;Получение во временное пользование документов из библиотечных фондов на абонементе или в читальных залах в порядке, предусмотренном Правилами пользования каждой конкретной библиотекой. Функции библиотечного обслуживания:Информационная;Культурно-просветительская;Педагогическая. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИБИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ:Принцип систематичности;Принцип дифференцированного подхода к пользователям библиотеки на основе их изучения;Принцип диалогичности;Принцип плюрализма;Принцип наглядности. Библиотекарь и читатель- это главные действующие лица библиотечного обслуживания, его субъектыДеятельность читателя - единоличная.Деятельность библиотекаря – общественная. Кодекс этики российского библиотекаряПринят на ежегодной конференции РБА в г. Тюмени 26 мая 2011 года.Особенностью Кодекса и его сильной стороной является то, что в нем осуществлена попытка "соединить несоединимое", заложена диалектическая концепция развития. Сегодня в библиотечной сфере одинаково важны и "физики« и "лирики". Признается высокое значение принципа свободы доступа к  информации и современных информационно-коммуникационных технологий. Важна активная позиция библиотекаря, его социальная ответственность.Современный этически компетентный библиотекарь не может быть просто посредником между пользователем и информацией. Он способствует интеллектуальному и духовному развитию личности, социальной реализации граждан, формированию информационной грамотности и культуры чтения, не остается равнодушным к социальным проблемам. Пыркова Юлия Ивановна,преподаватель библиотечных дисциплинГБПОУ СО «СКИиК»Библиотечное обслуживание как социокультурный процесс. Читатель и библиотекарь как его активные участники