Создание специальных образовательных условий обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и множественными тяжелыми нарушениями развития в условиях ФГОС


Создание специальных образовательных условий обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и множественными тяжелыми нарушениями развития в условиях ФГОС Шишканова С.Е. Для получения результатов обучения, определенных стандартом, образовательное учреждение должно разработать Адаптированную образовательную программу.(ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2) Нормативная базаКонституция РФ Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный регистр Минздравсоцразвития РФПриказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Одной из наиболее сложных практических задач является организация обучения детей с умеренной, глубокой у/о, ТМНР. Аспекты реализации особых образовательных потребностейвремя начала образованиясодержание образования создание специальных методов и средств обученияособая организация обучения расширение границ образовательного пространствапродолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Продолжительность образованияПроцесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения.2 вариант: разновозрастные классы, рассчитанные на 3 года обучения: I ступень – от 7 до 9 лет, II ступень – от 10 до 12 лет, III ступень – от 13 до 15 лет, IV ступень – от 16 до 18 лет Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст. Форма и содержание обучения детей с ТМНР (ментальными нарушениями) зависит от уровня интеллектуального развития.Включение в классы (5-6 чел) (Использование специализированной организации обучения)Индивидуальное обучениеНадомное обучениеСемейное воспитание на дому. Особые образовательные потребностикомплекс специфических потребностей, возникающих вследствие первичного дефекта. Учет таких потребностей вызывает необходимость создания условий, способствующих развитию способностей обучающихся решать насущные жизненные задачи Специальные образовательные условия 1)Материально-техническая база.2) Кадровое обеспечение.3)Программно-методическое обеспечение. 1)Материально-техническая базаСпециальную организацию образовательного пространства (спец. Оборудование, позволяющее осуществлять присмотр и уход, оптимизировать учебную деятельность в соответствии с принятыми санитарными нормами)Учебное место с учетом индивидуальных возможностей и потребностей (учебная зона)Наличие игровой комнаты или игрового уголка, сенсорно обедненной комнаты, где ребенок может побыть один или наедине с педагогом (зона отдыха) 1)Материально-техническая базаСпециальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихсяСтруктурирование времени 2) Кадровое обеспечениеПедагогические,Медицинские,Социальные работники. Потребности, связанные с освоением АООПУдовлетворение особых образовательных потребностей требует: Адаптации учебного процесса;Коррекции нарушений развития познавательной сферы обучающихся с ТМНР. 3)Программно-методическое обеспечениеПрограммы коррекционных курсовСенсорное развитиеПредметно-практические действияДвигательное развитиеАльтернативная коммуникацияПрограммы внеурочной деятельностиПрограммы по коррекции звукопроизношенияСпециальная индивидуальная программа развитияТесная связь с семьей. Адаптация учебного процессаСИПР;Адаптация методов и методик обучения, подбор и разработка, коррекционно-развивающих технологий учебных материалов в соответствии с возможностями ребенка.Разработка тестовых заданий СИПР - специальная индивидуальная программа развитияСИПР - специальная индивидуальная программа развития, разрабатываемая образовательной организацией на основе адаптированной основной образовательной программы, включает индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в индивидуальные учебные планы не может превышать объем, предусмотренный учебным планом. Содержание образованияУчитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка Сравнительная характеристика учебных планов 1 и 2 варианты{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Образовательные области1 вариант 2 вариант1-4 классы5-11 классы1-4 ступениЯзык и речевая практикаРусский языкЧтениеРечевая практикаРусский языкЧтение (Литературное чтение)Речь и альтернативная коммуникацияМатематика МатематикаМатематикаИнформатикаМатематические представленияЕстествознание Мир природы и человекаПриродоведениеБиологияГеография Окружающий природный мирЧеловекДомоводствоОкружающий социальный мирЧеловек ____Основы социальной жизниМир историиИстория отечества {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Образовательные области1 вариант 2 вариант1-4 классы5-11 классы1-4 ступениИскусство МузыкаИзобразительное искусствоМузыкаИзобразительное искусствоМузыка и движениеИзобразительная деятельностьФизическая культураФизическая культураФизическая культураАдаптивная физическая культураТехнологии Ручной трудПрофильный трудКоррекционно-развивающие занятия Коррекционные курсы Часть, формируемая участками образовательных отношений{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Коррекционные курсы1 кл2 кл3 кл4 клСенсорное развитие3333Предметно-практические действия3333Двигательное развитие2222Альтернативная коммуникация2222Итого коррекционные курсы10101010Внеурочная деятельность6666 Индивидуальный учебный планИндивидуальный учебный план С п а с и б оз ав н и м а н и е !!!