Презентация Роль латеральной асимметрии полушарий головного мозга при организации учебного процесса


Выполнили: учащиеся 10 класса МБОУ СОШ №39 Шипицина Арина Меликян Астхик Руководитель: педагог-психолог Елена Григорьевна Царева Обучая левое полушарие,вы обучаете только левое полушарие.Обучая правое полушарие,вы обучаете весь мозг!И. Соньер Функциональная асимметрия головного мозга Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе. Цель исследования: выявить типы функционального доминирования полушарий головного мозга у учащихся 6-х классовОбъект исследования: учащиеся 6-х классов. Всего 60 человек.Предмет исследования: характер и особенности межполушарной асимметрии. Задачи исследования: Проанализировать научно-популярную литературу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. Выявить у испытуемых разных возрастных групп признаки моторной, сенсорной и психической асимметрии, тип мышления. Установить соответствие между доминирующим полушарием и видом учебной деятельности, комфортной для ученика. Довести результаты исследования до учителей, учащихся и их родителей. Гипотеза: знания о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения. Методы исследования: Анализ литературы Определение функциональной асимметрии полушарий. Тест Павлова И.П.ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА. Классификация латеральной организации по П. Деннисону ЛевополушарныеЛевополушарным легче писать, чем диктовать. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, контролируют свою речь, речь их грамматически правильна. Оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому). Правополушарные Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Правополушарные обучаются от целого к части. Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали. Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов). Левополушарные Правополушарные Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов. : Определение ведущей руки:сомкните руки в «замок». Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая; тест на аплодирование : активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей руки; поза «Наполеона» или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечьеОпределение ведущей ноги: закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая);сделать шаг с места (ведущая нога первая);постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая);Определение ведущего глаза:моргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз); каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу?Определение ведущего уха: каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону? каким ухом вы лучше слышите тиканье часов? каким ухом оборачиваетесь при оклике? Методы диагностики1. Определение моторной ассиметрии 2. Определение функциональной асимметрии полушарий. Тест Павлова И.П. Разложить карточки на 3 группы так, чтобы в каждой было что-то общее.Наглядный материал: 9 карточек, на каждой написано по одному слову:«КАРАСЬ», «ОРЕЛ», «ОВЦА», «ПЕРЬЯ», «ЧЕШУЯ»,«ШЕРСТЬ», «ЛЕТАТЬ», «ПЛАВАТЬ», «БЕГАТЬ»Оценка результатов:1 ВАРИАНТ1-я группа карточек: «карась», «орел», «овца»2-я группа карточек: «бегать», «плавать», «летать»3-я группа карточек: «шерсть», «перья», «чешуя»Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает 2-я сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.2 ВАРИАНТ1-я группа карточек: «карась», «плавать», «чешуя»2-я группа карточек: «орел», «летать», «перья»3-я группа карточек: «овца», «бегать», «шерсть»Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает 1 сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.3 ВАРИАНТОдновременное выполнение 1, 2 варианта теста. Смешанный тип. Результаты диагностики ведущего полушария по классам В 6 «А» классе из 31 обследуемых учащихся:С преобладанием левого полушария– 7 человек (22%) С доминирующим правым полушарием– 24 человека (64%)Доминирующее полушарие не выявлено ( амбидекстры) – 4 человека (13%). В 6 «В» классе из 29 обследуемых учащихся:С преобладанием левого полушария – 10 человек (35%)С доминирующим правым полушарием – 17 человек (58%)Доминирующее полушарие не выявлено ( амбидекстры) – 2 человека (7%). Как видно из диаграмм в 6 –х классах:образное мышление имеют 62 %учащихся . У них ведущим в мыслительных процессах является правое (творческое) полушарие. в равной степени сочетающим признаки логического и художественного мышления у 10% учащихся абстрактно-логическое мышление имеют 28 %учащихся. Они обладают логическим мышлением, а значит, ведущим у них в мыслительных процессах является левое полушарие.  «Классификация латеральной организации по П. Деннисону» Индивидуальная характеристика ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬПРАВОЕ полушарие: Лр Лг Лу ЛнПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ – синтетикЛЕВЫЙ ГЛАЗ и П/П – визуалЛЕВАЯ РУКА, ЛЕВАЯ НОГА и П/П – кинестетикЦелостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интеллект.В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).В стрессовой ситуации ведущие рука, глаз, ухо, нога функционально не блокируются. Полный доступ аудиальной, визуальной и кинестетической информации.Стрессоустойчивость – 100%. Успешность обучения достигается даже в стрессовой ситуации Выводы:Результаты обследования показывают, что у детей были выявлены различные типы профилей латеральной организации. Правый сформированный профиль встречался чаще, чем левый.В работе собран большой материал, который поможет учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «менее активное» полушарие.Эта работа помогла осознать, что если научиться определять функциональную асимметрию у учащихся, то эта методика может быть использована педагогами, школьными психологами, как вспомогательный материал при выборе методов и приёмов обучения учащихся Условия повышения результативности процесса обучения в зависимости от ведущего полушария.1. Пространственная организация. Для правополушарных детей рабочая полусфера левая, для левополушарных, соответственно, правая. 2. Цветовая организация. Левополушарники воспринимают светлый текст на темной доске, тогда как правополушарники наоборот.3. Формирование мотиваций. Для правополушарников основной целью является завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социально значимая деятельность. Левополушарные дети испытывают стремление к самостоятельности, высокую потребность в умственной деятельности и в образовании, им важна глубина знаний.4. Восприятие материала. Про правополушарников говорят, что они в “лесу не видят деревьев”, так как особенность их восприятия материала – целостность. Особое внимание нужно обращать на интонацию, речевой ритм. Удачным решением можно считать использование музыкального фона. Подача материала должна быть визуальной, поэтому на уроке важно использовать наглядный материал, видеосюжеты. Восприятие материала у левополушарных детей слуховое (аудиальное). Необходимо делать акцент на смысловую сторону речи, последовательность и логичность изложения. Образно говоря, эти дети “за отдельными деревьями не видят леса”, потому что восприятие у них дискретное. Развитие межполушарного взаимодействия Упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, графических навыков и пространственной ориентации.Упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания и памяти.Дыхательно-координационные упражнения.Упражнения для профилактики нарушения зрения.Упражнения, формирующие мыслительные операции.Зеркальное рисование,  Двойные рисунки.Рисунок лежачей восьмерки. МЫСЛЬ О ПЕРЕКРЕСТКЕ ("X") сообщает мозгу о желании использовать в работе движение обеих половин тела одновременно. Перекрестье «X» по своему физиологическому действию похоже на упражнение «Ленивые восьмерки». Оно активизирует левое и правое полушария мозга для одновременного совершения движения и расслаб­ления тела, а также организует работу обоих глазУлучшаются  следующие  навыки: организованность в работе по математике и письму, повышается концентрация внимания; координация движений в повседневной жизни и спорте; развивается умение планировать и выделять главное в работе. «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. Упражнение "Думающий колпак"Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности Упражнения "Ленивые восьмерки" и "Двойные рисунки" Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте "рисовать" вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза. Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Ресурсы Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001. Бабаев Ю. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – с. 287.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997Доброхотова Т. А. Левши / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина – М.: Книга, 1994. – 231 с.Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.Дубровина М. Ю. И др. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная).Антропологические подходы в современном образовании. Новокузнецк, 1999.Ефимова И.В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. – СПб.: КАРО, 2007. Молодых Е. С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации к образовательному процессу лиц подросткового и юношеского возраста. Автореф. дис… канд. биол. наук. – Томск, 2005. – 89 с.Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2. Спасибо за внимание