Презентация для учителей русского языка и литературы Игровые технологии как способ повышения мотивации учащихся на уроках русского языка в системе реализации ФГОС ООО
Игровые технологии как способ повышения мотивации учащихся на уроках русского языка в системе реализации ФГОС ООО Подготовила: учитель русского языка и литературы ВЕРЕЖАК АННА НИКОЛАЕВНАМКОУ Рождественская СОШ Реальность школьного учителя Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за образованность тоже, в общем, нечего. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен. Многие ученики во время урока пассивны, не вникают в содержание урока, не овладевают требуемыми нормами как устной, так и письменной русской речи. Резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. ФГОС ООО Направлен на развитие ребенка, его инициативы, стремления к образованию, умения анализировать, делать выбор, принимать самостоятельные и верные решения. Занимательность - Занимательность и разнообразие средство создания положительного фона всего урока, опора для развития профессиональной памяти Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, игры, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету. Для того чтобы знания были прочными, необходимо активное отношение к учебной деятельности самого обучаемого. Игра вид человеческой деятельности, способной воссоздавать другие виды человеческой деятельности;вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе;самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон;не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников.способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов. Игры, используемые на уроках русского языка можно классифицировать в зависимости от их общей методической цели, развивающей определенную грань способностей. Игры бывают: учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;комбинаторные - достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знак, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют словарный запас ребенка;аналитические – игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывания намека;контекстные – игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот – передавать информацию самыми разными способами;языковые – игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в наименьшей степени, хотя для языкового образования являются самыми значимыми;творческие задания – разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой – способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу. Учебные Наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». «Антидиктант» Дорожка - дарожка, дорошка.Капуста – копуста, Тропка – тробка, Кость – козьть «Проверки» Кто за 3 минуты найдет и запишет большепроверок к слову ломать? Ломать – перелом, разлом, надлом, поломка, излом…Кто за 3 минуты больше придумает слов, для которых может быть проверочным слово дом?Дом – домашний, домовой, дома… Комбинаторные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знак, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют словарный запас ребенка «ШАРАДЫ» В тетради я бываю Косая и прямая. В другом совсем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. ( Линейка) Чтоб отгадать, имей терпение: С «Л» я – часть лица, А с «Б» - растение. (Лоб – боб) С «Л» я слёзы вызываю, С «Ж» по воздуху летаю. (Лук – жук) «Ребусы» «Палиндромы» А в Енисее — синева. А лама мала. А лис, он умён — крыса сыр к нему носила.А собака боса. Арбуз у зубра. Дом мод. Уж я веники не вяжу. Аналитические игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывания намека «Пропорция» Сила/доброта = слабость/(злость)Война/смерть = мир/(жизнь)Человек/пища = машина/(топливо)Капля/море = слово/(текст) «Продолжить ряд» О,Д,Т …? (Ч, даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три, четыре);Апельсин, банан, виноград…? (любое слово-название фрукта, начинающееся со следующей буквы алфавита);Медведи, сестры, поросята…? (например, мушкетеры – слово, вместе с числительным три образующее название художественного произведения)… Ассоциативные игры, которые активизируют способности, почти игнорируемые сегодняшней школой: интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определенного алгоритма «Намёки» К – сумка (кенгуру)Б – нос (Буратино)З – солнце (солнечный зайчик)Ш – вы (школьники)К – самолет (ковер)К – Ура! (каникулы) Использование игровых технологий: повысит и углубит интерес детей;разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения, коммуникативные умения (работа в группах).