Презентация по русскому языку Лабораторные работы -как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Лабораторные работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка Автор проекта:Фетисова Елена Николаевна2010 г Аннотация проекта В настоящее время наше общество претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Познавательная деятельность имеет особый статус: она наиболее значима для школьников, так как соответствует их стремлению к интеллектуальной самостоятельности и носит творческий характер. Именно поэтому проблема активизации познавательной деятельности, которая является по своей сути исследовательской, становится всё более актуальной в практике школьного образования на современном этапе. Противоречия между требованиями, которые предъявляют новые социальные условия к образованию, и ограниченными возможностями их реализации в условиях применения устаревших форм обучения Проблема Проблема активизации познавательной деятельности, которая является по своей сути исследовательской, становится всё более актуальной в практике школьного образования на современном этапе. Цель повышение уровня знаний и развитие творческих способностей учащихся посредством активизации их познавательной деятельности через выполнение лабораторных работ по русскому языку. Задачи развитие навыков наблюдения, анализа и обобщения; совершенствование навыков самостоятельной работы, в том числе с научной литературой; развитие лингвистического мышления; развитие исследовательских навыков, связанных с узнаванием изученных категорий на основе анализа и синтеза; проверка прочности усвоенных знаний на основе лабораторного опробования; формирование языковой и коммуникативной компетенции учеников. Гипотеза Если целенаправленно заниматься развитием творческих способностей обучающихся, то возможно подготовить подавляющее большинство выпускников к адаптивной жизнедеятельности в обществе Этапы и сроки реализации проекта: Первый этап: теоретико – поисковый (изучение и анализ психолого – педагогической и методической литературы, постановка цели и определение задач исследования(2007)Второй этап: реализация проекта(2007-2009) Третий этап: обобщающий (обработка полученной информации, анализ и обобщение результатов работы (2009 г) Изучение научно – методической и психолого – педагогической литературы Бахвалова, Т.В. Лабораторные работы в курсе «Современный русский язык / Т.В.Бахвалова –РЯШ 2/1997 – 128 с.Блинов, Г.И. Практические и лабораторные работы по методике русского языка / Г.И.Блинов – М.: 1985 – 265 с.Бураева, Н.Н. Лабораторные работы на уроках русского языка в 10 классе. / Н.Н.Бураева – РЯШ 1/2005 – 128 с.Камынина,АА и др. Лабораторные работы по русскому языку / А.А.Камынина и др. – М.: Просвещение, 1983 – 353 с.Коротаева,Е.В. Познавательная активность: вопросы педагогической тактики / Е.В.Коротаева – РЯШ 2/2008 – 128 с.Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.3./ Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1982 – 176 с.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д.Ушинский – М.: Просвещение, 1968 – 566 с.Худякова, Л.А. Лабораторные работы по русскому языку – в школу / Л.А.Худякова – РЯШ 6/1999 – 128 с. Способы решения проблемы уроки русского языка, внеклассная работа по предмету;участие в муниципальных, региональных конкурсах Уроки русского языка в форме лабораторных работ Лабораторные работы по русскому языку имеют свою специфику и по содержанию, и по форме проведения. Содержанием таких работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое и более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся. Организация деятельности учеников постановка перед ними учебных задач, создание благоприятных условий, при которых школьники принимают эти задачи, чёткое распределение функций между учениками при организации практических работ, краткое и ясное инструктирование их о способах предстоящей деятельности. Этапы исследования: наблюдение и изучение фактов и явлений; выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; выдвижение гипотезы; построение плана исследования; выяснение связей изучаемого явления с другими; проведение лингвистического эксперимента; решение лингвистической задачи; обобщение результатов и формулировка вывода. Формы и методы обучения В лабораторных работах использую наглядные методы обучения, к которым относятся наблюдения - исследования, иллюстрации и демонстрации Лабораторные работы проводятся и в форме лингвистической лаборатории. Основное при проведении лабораторных работ – самостоятельное исследование языкового материала учащимися и обобщение результатов Очень важно проведение лабораторных работ по русскому языку в старших классах, так как они помогают подготовить учащихся к сдаче экзаменов в новой форме (9 класс), когда от них требуется написание изложения, сочинения на лингвистическую тему и сочинения В результате уроков по анализу лабораторных работ у учащихся формируются навыки как устной, так и письменной речи. Используя индуктивный метод (именно этот метод заключён в плане лабораторных работ) учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, строят доказательство (логический приём обоснования на основе повторяемости признака), оформляют письменно свои рассуждения, таким образом, совершенствуют навыки письменной речи, а также проявляют свои творческие способности в составлении текста. Алгоритм проведения лабораторных работ по русскому языку Подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней; Проведение лабораторной работы: чёткое определение целей, порядок выполнения работы, обозначенный в индивидуальных карточках и в карточках для группы учащихся; оснащение лабораторной работы текстами, справочниками, учебными пособиями, таблицами; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;-самостоятельное выполнение лабораторной работы. Основная функция учителя на этом этапе – контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов работы; учащиеся, применяя методы лингвистического анализа, исследуя заданный текст, обрабатывают свои наблюдения и оформляют их письменно;Подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом. Анализ результатов, представленных на диаграмме, указывает на рост качества знаний в каждом классе на конец учебного года. Результативность Участие в творческих конкурсах, проектах Выпуск буклетов Вывод: Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка способствует:усвоению теоретического материала, умению анализировать языковые факты, самостоятельно истолковывать явления языка (языковая компетенция); совершенствованию навыков научно-исследовательской деятельности (лингвистическая компетенция); овладению навыками грамотного письма (правописная компетенция); умению связно излагать свои мысли в письменной речи (коммуникативная компетенция).