Презентация по русскому языку на тему: «Дифференцированный подход в обучении школьников на уроках русского языка и литературы».


Дифференцированный подход в обучении школьников на уроках русского языка и литературы Дифференциация - (от латинского слова – различие) – это учет индивидуальных способностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-то особенностей для отдельного обучения, т.е. дифференциация – это одна из форм индивидуализации, при которой образуются стабильные классы и группы учащихся на основе каких-либо присущих им общих признаков. Дифференцированное обучение – это: часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Цель дифференцированного обучения - организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей и обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению.Задача дифференцированного обучения - увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. 1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно.2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для которых необходимо создавать условия для продвижения в развитии их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах и постепенного перехода в 1 группу. 3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью , в результате низких способностей и мотивацией к обучению. Проект – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы значимой для участников проекта. Базовый уровень – определённый образовательным стандартом по русскому языку, и предполагает в большей степени проверку и оценку орфографической и пунктуационной зоркости.Продвинутый уровень – отличается более сложным материалом, который опирается на тот же базовый уровень.Высокий уровень – предполагает выход на уровень анализа различных лингвистических явлений, требующий глубоких комплексных знаний теории и умения их реализовывать в практической деятельности. Тема: «Виды связи в словосочетании»(8 класс) Базовый уровень Перепишите, раскрывая скобки. Укажите вид связи слов в словосочетаниях. Обозначьте графически главное и зависимое слово по образцу. Писать (книга), (теплый) вода, (бурный) море, выйти (комната), ехать (поезд), пять (товарищ), дороже (жизнь), недовольство (группа), отчет (директор), успех (бригада), тише (вода), быстрее (ветер), вдаль (родина), пятый (строй), двое (стена), трое (сани), обе (дочь).Образец: писать книгу (упр.), теплая вода (согл.).Тема: «Виды связи в словосочетании». (8 класс) Продвинутый уровень (8 класс) 1. Найдите в тексте словосочетания с  видом связи примыкание . Обозначьте графически главный компонент словосочетания. 2. Использовав главное слово выписанных словосочетаний, придумайте и запишите словосочетания с другим видом связи, в скобках укажите вид связи. Женя пошла было домой, но хватилась книжки, не сразу вспомнила, где книжка осталась. Она воротилась за ней, и когда зашла за дрова, то увидела, что незнакомки поднялись и собираются идти. Они поодиночке, друг за дружкой, прошли в калитку. За ними следовал невысокий человек. Он нес под мышкой большущий альбом или атлас. Так вот чем занимались они, заглядывая через плечо друг дружке, а она думала — спят. Доставая книжку, Женя потревожила поленницу. Сажень пробудилась и задвигалась живо. Несколько поленьев съехало вниз и упало на дерн с легким стуком. Сторож: ударил в колотушку. Родилось много звуков, тихих, туманных. Воздух принялся насвистывать что-то старинно-заречное. Б.Пастернак.  Тема: «Виды связи в словосочетании» (8 класс)Высокий уровень 1.Выписать в порядке следования словосочетания, развивающие тему осени. 2.Обозначьте буквой «м» сверху словосочетания с метафорическим значением.  Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет — неяркий и неподвижный был похож: на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска. Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, жгучий иней не лежал по утрам на дощатой крыше. Осень пришла внезапно. Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла.... Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. К.Паустовский. Раздел: «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)Тема: Предложения с обращениями.Тип: Урок изучения нового материала. Высокий уровеньНайдите и выпишите предложения с обращениями из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Продвинутый уровень. Составьте распространённые предложения так, чтобы слово родина в первом из них было сказуемым, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвёртом – обращением. Базовый уровень. Выполните задания к упражнению (по образцу). Подготовьте выразительное чтение предложений.  Раздел: Морфология. Орфография. Развитие речи.Тема: Имя существительное. (5 класс)Этап урока: контроль знаний.Базовый уровеньПрочитайте текст о калине. Выпишите слова с обозначенными орфограммами, распределите их по частям речи.Определите падеж выписанных имён существительных.Перепишите текст, придав ему вид ответа на вопрос: « Почему калина считается полезным кустарником?». К…лина – невысокий в…твистый кустарник . Это растение можно встретить в любом месте нашей страны. Густые кусты к…лины покрыты красивыми ш…рокими лист…ями. Пл…д…носит она очень обильно. Яг…ды её соч…ные, ж…лтоватая мякоть име…т горько – сла…кий вкус. К…лину используют при изг…товлении кондитерских изделий. Л…карство из к…лины быстро ост…навливает кров…т…чение. К…лина – х…рошее укр…шение сада и дома. Раздел: Морфология. Орфография. Развитие речи.Тема: Глагол. (5 класс)Этап урока: контроль знаний.Высокий уровеньПрочитайте приведённые пословицы. Выпишите глаголы, распределив их в группы по спряжениям. Вставьте пропущенные орфограммы и раскройте скобки. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение – рассуждение, подтверждающее её правоту.А) Языком (не) торопись, а делом (не)ленись.Б) Кто языком штурму…т, немного навою…т.В) Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай.Г) За твоим языком (не)поспе…ш…б…сиком.Д) Не стыдно м…лчать, когда нечего сказать. Высокий уровеньПрочитайте текст. Сократите его способом обобщения и запишите его краткий вариант.Выпал первый снег. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце.Девочке Кате захотелось по снежку погулять.Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие – то ямки. Какой – то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы. И на крыльце следы, и в саду следы..«Вот интересно – то! – подумала девочка Катя. – Что за зверёк тут ходил? Это надо узнать». Раздел: Морфология. Орфография. Развитие речи.Тема: Глагол. (5 класс)Продвинутый уровень1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.2. Подчеркните глаголы II спряжения.3. Допишите сказку, употребив в прямой речи глаголы настоящего времени. Где – то в л…су ж…ла – была реч…ка. Чистая – пречистая, прозрач…ная – прозрач…ная. Весь свой лес поила прохладной в…дой. Каждому позволяла см…трет…ся в себя, как в зеркало. Ни с кем (не) ссорилась, со всеми б…лтала. Весёлая была реч…ка. Так было долго. Но однажды утром проснулась реч…ка в плохом настроени (и,е). То ли сон грус…ный приснился, то ли ещё что случилось. Взд…хнула реч…ка печ…льно ,пот…нулась и зац…пилась в…лной за к…рягу, поцарапалась. Заметило это со…нце. Решило разв…с…лить реч…ку….. Русская литература XIXвека. (8 класс)Тема: Басни И.А.Крылова.Базовый уровень Запишите названия произведений И.А. Крылова, строки из которых приведены ниже: За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. _____________ Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученьеИ все учёные труды,Не чувствуя, что он вкушает их плоды. ___________ Высокий уровень« Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание», - утверждал Сенека. Как вы понимаете это высказывание?Напишите мини сочинение - рассуждение Продвинутый уровень И.А. Тургенев в своей рецензии « Крылов и его басни» писал: « С самого детства Крылов всю свою жизнь был типичнейшим русским человеком: образ мышления, взгляды, чувства и все его писания были истинно русскими, и можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинений, трактующих об этом предмете».Докажите правоту этих слов, основываясь на примерах из басен И.А.Крылова. Раздел: Устное народное творчество.Тема: Русская народная сказка « Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо».Базовый уровеньПрочитайте сказку, перескажите, ответьте на вопросы по тексту.Продвинутый уровень 1.Составить план по прочитанному произведению; 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду. Аргументировать свой выбор. Высокий уровень Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?Напишите мини сочинение-рассуждение. Три уровня домашнего задания.Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.Третий уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:               частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;              чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;              учебные комиксы;              плакаты – опорные сигналы;              мнемонические формулы, стихи и др. А.Франс утверждал: «Чтобы переварить знание, надо глотать его с аппетитом». Дифференцированный подход в обучении даст результат при условии систематической работы. Желаю творческих успехов!Презентацию подготовила: Резниченко Е.С.Учитель русского языка и литературыМБОУ « Излучинская ОСШУИОП №1»