Обобщение опыта работы по теме: Групповая работа на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся


Лодягина Надежда АлександровнаУчитель русского языка и литературыМесто работы – МБОУ Линдовская СШМоё педагогическое кредо:«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» В. КлючевскийВизитная карточка Тема презентацииГрупповая работа на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Групповая работа, будучи давно известной, несёт в себе черты инновационного обучения.Преимущества групповой работы:-грамотно организованная работа направления на сохранение психического и физического здоровья учащегося,-формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи,-учит обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию,-какой бы пёстрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек,- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» Г.К. Селевко: «Энциклопедия образовательных технологий» (в двух томах)«Обогащение знаниями других приводит к тому, что я сам овладеваю этими богатствами в наибольшей мере» Цель и задачи педагогической деятельности Ведущая педагогическая идеяСоздание условий для формирования коммуникативных компетенций и развития познавательных способностей учащихся Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образованияГрупповая работа – это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.Принципы групповой работы (по Х.И. Лийметсу):класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образованияЭлементы технологического процесса групповой работы:А) Подготовка к выполнению задания:постановка познавательной задачи;инструктаж о последовательности работы;раздача необходимого дидактического материала по группам.Б) Групповая работа:знакомство с материалом, планирование работы в группе;распределение заданий внутри группы;индивидуальное выполнение задания;обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;выбор и обсуждение общего решения;подготовка к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих).В) Представление результатов работы:сообщение о результатах работы в группах (в наглядно оформленном виде или устно);обсуждение результатов работы (вопросы на понимание от других групп, выбор наиболее удачного решения);обсуждение процесса работы, рефлексия. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образованияПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЕМ.Что было хорошо, что получилось?С какими трудностями встретились участники группы и как пытались их решить?Была ли работа в группе эффективной и почему?Что делал каждый участник группы, как понимал свои цели и задачи при выполнении задания?Что нового каждый участник узнал об организации работы над заданием?Что необходимо учесть для повышения эффективности работы в будущем? Диапазон личного вклада педагога в развитие образования Групповая работа может использоваться на уроках русского языка и литературы с 5-11 класса, а также во внеурочной деятельности Групповые формы работы можно использовать на разных типах урока: Групповая работа на уроке изучения нового материала Групповая работа на уроке обобщения и систематизации знаний Групповые формы при обобщающей работе по темам, которые представлены в школьном курсе «вразброс»: «Правописание о-е после шипящих», «Правописание н и нн», «Правописание чередующихся гласных» и тд. Развитие творческих способностей через групповые формы работы Групповая работа на уроках литературы Результативность профессиональной педагогической деятельности Для выявления результативности групповой формы работы было проведено анкетирование учащихся, которое отражает развитие коммуникативных навыков.на начало экспериментана конец эксперимента Результативность профессиональной педагогической деятельности Результативность групповых форм обучения способствует активизации познавательных способностей и отражена в стабильных показателях качества обученности по русскому языку и литературе – в среднем около 58-70%. Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Представление опыта групповой работы в ШМО Представление опыта в сетевом сообществе (http://infourok.ru/) Литература