Презентация опыта работы Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка в условиях специальной (коррекционной) школы
«Использование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка в условиях специальной (коррекционной) школы»Учитель русского языка и литературы Е.М. Королева Педагогический проект
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Ш.Амонашвили
Актуальность В коррекционном образовании при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья игра выполняет образовательные, воспитательные и коррекционные функции. Она способствует активизации познавательной деятельности учащихся , самореализации, является средством коррекции психофизических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения и восприятия. Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность на уроках и помогает легче усвоить учебный материал. Игра – мощное средство адаптации, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель проекта Создание коррекционно-образовательного пространства для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка с использованием игровых технологий.
Задачи проектаВоспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.Развитие психофизических процессов; Развитие любознательности, самостоятельностиФормирование коммуникативной компетенции обучающихся, коррекция и развитие устной и письменной речи.
Гипотеза Эффективность образовательного процесса невозможна без активизации познавательной деятельности, которая успешно обеспечивается путем применения игровых технологий.
Участники проектаобучающие 8 классаучитель русского языкаКонтингент учащихся:Срок реализации проектаапрель 2010 г. – июнь 2011 г.
Ожидаемые результатыповышение уровня познавательной активности расширение словарного запаса, развитие речи повышение качества знаний коррекция психофизических процессов развитие мотивации к учебной деятельности социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Механизм реализации проекта
Подготовительный этапИзучение научно-методической литературыДиагностическая работа по выявлению уровня познавательной активности, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей обучающихся
Диагностический инструментарий
Основной этап Использование различных видов игр в образовательном процессе
Требования к организации уроков с использованием игровых заданийУрок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил: Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.Обязательная констатация результата игры.Компетентное жюри. Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.
Использование игры на определённом этапе урока
Рефлексивно-обобщающий этап
Результаты реализации проектаУровень познавательной активности и самостоятельности
Результаты реализации проекта
Результаты реализации проектаУровень мышления обучающихся
Результаты реализации проектаУровень качества знаний
Результаты реализации проектаУровень личной тревожности
Уровень социализированности обучающихсяРезультаты реализации проекта
Конкурс творческих работ
Результаты реализации проекта Многообразие и широкий спектр развивающих, коррекционных и познавательных игр по русскому языку значительно повысил уровень познавательной активности, обогатил словарный запас обучающихся. При обучении детей русскому языку посредством игровой коррекционно-развивающей деятельности происходит формирование высших психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, связной устной и письменной речи. Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций обучающихся при использовании игровых и других современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков, повышение уровня качества знаний, адаптации и социализации обучающихся. Проект имеет практическую значимость, т.к. может использоваться другими педагогами
Трансляция опыта реализации проекта Выступление на педагогическом советеВыступление на методическом объединении учителейРазмещение материала на сайте Центра
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!