Разработка темы Текстовый редактор
Кодирование и обработка текстовой информации(9 класс) Методическая разработка раздела образовательной программы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сергачская общеобразовательная школа № 6 Апрель, 2013 г Власова Наталья Владимировна Образование: высшее, НГПУ им. М.Горького, 1997гДолжность: учительПредмет: информатика и ИКТ, математикаКвалификационная категория: I категория (2008 г)Педагогический стаж - 15 летВ данной школе - 15 лет УМК Программа курса по информатике и ИКТ для основной школы (8-9 классы) (Н.Д. Угринович // Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы./ составитель М.Н. Бородин.- Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012);Учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс;Методическое пособие для учителя, 8-11 классы;Программа рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю). На изучение данного раздела отводится 10 часов. В любом школьном курсе информатики раздел компьютерной обработки текста непременно присутствует. Вместе с тем в базовом курсе изучение этого опроса ограничивается краткими теоретическими сведениями принципах хранения и обработки текстовой информации и приобретением начальных навыков работы с текстовым редактором.Современные программы предусматривают множество функций, позволяющих готовить текстовую часть документа на типографическом уровне. Кроме того, современные программы позволяют включать в текст графические объекты: рисунки, диаграммы, фотографии. Благодаря этим возможностям файл, представляющий собой текстовый документ, может содержать, помимо алфавитно-цифровых символов, обширную двоичную информацию о форматировании текста, а также графические объекты.В современных условиях умение работать в текстовом редакторе становится всё более актуальным. Понятие информационной культуры многозначно и включает в себя множество видов работы с самой разнообразной информацией, среди которых не последнее место занимает грамотное оформление представляемого материала. Современные тенденции совершенствования этих систем направлены на улучшение коммуникационных возможностей текстовых процессоров. При работе в локальных и глобальных компьютерных сетях пользователь имеет возможность обмениваться документами с удаленными пользователями, отправлять документы по электронной почте непосредственно из текстового редактора, готовить данные в формате Web-страниц.Существенно упрощают процедуру ввода данных сканеры и голосовые устройства. Существующие системы распознавания текстов, принимаемых со сканера, включают функцию экспорта документа в текстовые редакторы. Широкий спектр печатающих устройств в сочетании с функциями подготовки документа к печати, предварительного просмотра, обеспечивает получение высококачественных черно-белых и цветных копий на бумаге и прозрачной пленке. Актуальность раздела - Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем- Создание собственных обучающих программСоздание собственных мультимедийных презентацийИспользование цифровыхобразовательных ресурсов и электроннообразовательных ресурсов сети Интернет Основные направления использования ИКТ при изучении раздела: Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках в 9 классе Название средства обучения Кол-во минут Просмотр изображения на экране 25 Просмотр телепередачи 30 Просмотр динамического изображения 30 Работа с изображением на своём мониторе 25 Прослушивание аудиозаписи через колонки 25 Прослушивание аудиозаписи через наушники 25 Цели и задачи раздела Цель: Систематизировать и расширить знания о текстовом процессоре, возможности его применения в различных сферах деятельностиЗадачи:Развивающая: Развитие умения письменно излагать мысли, оформив их в виде электронного документа; развитие умения связать информатику с другими предметами.Образовательная: Развитие интереса к активной творческой деятельности, формирование навыков самостоятельной работы, работы с литературой, с людьми, составление с помощью компьютера электронных и бумажных документов: докладов, статей, рефератов, грамот, визиток, буклетов.Воспитательная: Развитие познавательного интереса, логического мышления, уверенности в собственных силах; Психолого - педагогическое обоснование восприятия и освоение учебного материала обучащающимися в соответствии с возрастными особенностями Мыслительная деятельность детей подросткового возраста характеризуется достаточно высоким уровнем общения, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты. Это позволяет осуществлять анализ материала, вскрывать закономерности, усваивать общие законы познания природы и общества. Обращает на себя внимание достаточная зрелость познавательных процессов. Познавательные процессы позволяют человеку намечать цели предстоящей деятельности, предвидеть результаты, управлять ими. Уровень развития познавательных процессов учащихся девятого класса позволяет им выполнять некоторые виды умственной работы.В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. Учащиеся могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом. У них отмечается способность делать общие выводы на основе частных предпосылок и напротив, перейти к частным умозаключениям на базе общих посылок.Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами. У подростков происходит формирование теоретического или словесно - логического мышления. Одновременно отмечается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Учебный материал воспринимается все более опосредованно.Процесс развития памяти можно представить как переход от непроизвольной к произвольной, от непосредственной к опосредованной, от механической к логической.Мышление подростков все более способствует решению проблем и задач. Оно возникает в тех случаях, когда средства и способы деятельности, которыми располагает ученик, оказались недостаточными для достижения целей. Таким образом в деятельности возникает затруднение, разрыв, невозможность осуществить ее известными способами. Такая ситуация представляет собой проблему, которую подросток способен разрешить.Учащиеся этого возраста способны к целеполаганию, которое представляет собой процесс прохождения новых целей в мышлении и деятельности.Все эти особенности можно использовать при внедрении в практику проблемного обучения, которое предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Основные знания: поиск и запуск программы ТР; обращение за справкой, набор русского текста; переход на верхний/нижний регистр; знаки препинания; перевод строки, простейшие приемы редактирования, открытие файла с текстом; просмотр текста, редактирование текста, установка параметров формата, работа с фрагментами, работа со шрифтами, поиск и замена, работа в многооконном режиме, создание и редактирование таблиц, работа со списками, сносками, ссылками, создание оглавления, создание многостраничного документа, создание гиперссылки. В результате изучения темы учащиеся достаточно глубоко изучают текстовый редактор, его назначение и применение в практической деятельности, его связывание с другими программами. Наглядно видят, как с помощью компьютера сверстать статью, доклад, реферат, грамоту, титульный лист учебника, буклет, визитку.. Знание данной темы позволит обучающимся с помощью компьютера набирать любой текст, отредактировать его, вставить рисунок, фото в текст. Знание шаблонов и стилей позволит написать стандартное письмо, создать необходимый бланк, которым можно будет пользоваться в дальнейшем. Полученный через Интернет текст, также обрабатывается соответственным образом .Обучающиеся осознают, что программа текстового процессора позволяет создать новый документ – такой как письмо, записку или сообщение – или изменить ранее созданный документ. Они знают, что можно использовать текстовый редактор, чтобы ввести новый текст, отредактировать существующий текст, сформатировать для придания ему полной наглядности и рационального размещения на странице. С помощью текстового редактора обучающиеся умеют вставлять графические объекты, таблицы, диаграммы, осуществлять проверку орфографии и обнаруживать в тексте грамматические ошибки.. Качество знаний обучающихся Тематический план 16 Кодирование текстовой информации. Презентация, лабораторная работа Знать/понимать Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков Уметь/применять Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации». § 2.1Стр.49-52 Стр. 196 17 Создание документов в текстовых редакторах. Презентация(слайд 1-5), презентация writer, самостоятельная работа Знать/понимать Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов Уметь/применятьПараметры страниц для создания документов. Создавать документы с использованием шаблонов. Практическая работа №9 «Создание визитных карточек на основе шаблона» § 2.2Стр.52-54 Практикум 18 Ввод и редактирование документа. Презентация(слайд 6-8), лабораторная работа№3(зад 2-3) Знать/понимать Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц Уметь/применятьУстанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц. Выполнять операции редактирования Вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул. Практическая работа №10 «Вставка в документ формул» § 2.3Стр.54-58 Стр.199 19 Сохранение и печать документов. Презентация(слайд 9-11), тест Знать/понимать Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах.Уметь/применять Приводить достоинства и недостатки различных форматов текстовых файлов. Сохранять документ в разных форматах. Работа с клавиатурным тренажером (15 минут) § 2.4Стр.59-61Допол. задания. 20 Форматирование документа. Презентация(слайд 12 -16) лабораторная работа №1, Знать/понимать Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев. Уметь/применять Устанавливать в документе параметры форматирования символов, абзацев Практическая работа №11 «Форматирование символов и абзацев» § 2.5Стр.61-65Стр.201 № Наименование урока Дидактический материал Требования к уровню подготовки Компьютерный практикум Инструментарий Тематический план № Наименование урока Дидактический материал Требования к уровню подготовки Компьютерный практикум Инструментарий 21 Создание и форматирование списков. Презентация(слайд 17)кроссворд Знать/понимать Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. Уметь/применять Создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Практическая работа №12 «Создание и форматирование списков» § 2.5Стр.66-67Стр.204 22 Таблицы. Презентация(слайд 18 -19)Лабораторная работа Знать/понимать Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания Порядок вычислений в таблице. Уметь/применять Создавать таблицу разными способами, применяя различные варианты форматирования. Практическая работа №13 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» § 2.6Стр.67-69Стр.207 23 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Презентация(слайд 20 -21), лабораторная работа Знать/понимать Возможности, аппаратное обеспечение и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстовУметь/применять Переводить текст, используя различные системы машинного перевода. Практическая работа №14 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» § 2.7Стр.70,71Стр.211 24
Системы оптического распознавания документов. Презентация(слайд 22), Контрольный тест Знать/понимать Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов. Этапы распознавания текстовых документов. Уметь/применять Распознавать текстовый документ. Практическая работа №15 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» § 2.8Стр.71-73Стр.212 25 Урок обобщения и систематизации знаний Приложение1,2, 3 Уметь применять полученные знания, умения и навыки для выполнения рефератов и других печатных работ по любому предмету. Создание объявления, титульной страницы, грамоты. (Приложение -работы обучающихся) Используемые в образовательном процессе технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся. Методы:Проблемный Репродуктивный,информационный, частично-поисковый Формы организации деятельности:индивидуальная , групповая, коллективная Технологии:Деятельностный подходТворческий подходИсследовательский подход Основные типы уроков используемых в данном разделе: 1. Урок изучения нового 2. Урок формирования умений и навыков3. Урок - практикум4. Урок закрепления знаний5. Урок обобщения и систематизации знаний6. Урок контроля, оценки и коррекции знаний 7. Урок применения знаний, умений и навыков Задание: Назвать основные элементы окна текстового редактора Задание на знание графического интерфейса текстового редактора Строка заголовка Строка меню Развернуть/восстановить свернуть Закрыть Панель инструментов стандартная Панель инструментов форматирования Панель инструментов рисование линейка Рабочая область Рамка окна Режим чтения Полоса прокрутки Строка состояния Режим Web-страницы Режим разметки Режим структуры Задание1: Какой объём в битах будет иметь сообщение:Слово – великое оружие жизни.Если его закодировать минимальным алфавитом, включающим в себя только использованные в сообщении символы и знаки.580256232116Задание2: В одном из вариантов кодировки Unicode на каждый символ отводится четыре байта. Определите информационный объем сообщения из 24 символов в этой кодировке.96 бит192 бита768 бит1536 битЗадание3: Некоторый алфавит содержит 128 символов. Сообщение содержит 10 символов. Определите объём сообщения. Задание на определение информационного объёма текстового сообщения Задание на знание правил оформления текстовых документов Задание: В каком из перечисленных ниже предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаки препинания?Работай– сыт будешь;учись–умён будешь.Работай – сыт будешь;учись – умён будешь.Работай – сыт будешь; учись – умён будешь.Работай – сыт будешь ; учись – умён будешь . Задание на анализ, сравнение текстов Задание: Даны два фрагмента текста из произведения И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Каким из ниже перечисленных свойств шрифта и абзацев различаются правый и левый фрагменты? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания. А мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами, всё проходят. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. Покупает, конечно, один, ибо и покупки-то всего на копейку или на яйцо, но покупателей много, торговля идёт бойко, и чахоточный мещанин в длинном сюртуке и рыжих сапогах – весел… К ночи в погоду становиться очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот ещё запах: в саду – костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев… Начертание шрифта (прямое, курсивное)Насыщенность шрифта (светлый,полужирный,подчеркнутый)Размер шрифтаВыравнивание строк (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине)Ответ: 124 Задание на выполнение по образцу Задание: Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста. Данный текст должен быть написан шрифтом с засечками (Times New Roman), размером 14 пт. Основной текст выровнен по центру, и первая строка абзаца имеет отступ в 0 см. Заголовок таблицы выровнен по центру и выделен жирным курсивом. Содержимое ячеек выровнены по левому краю. Формула выравнивается по центру курсивом. Показатель интенсивности труда (Итр) в долях единицы предлагается определять по формуле: Итр=Кз*Кт; Кз-Тф:80, где Тф – фактическое время занятости, % к длительности смены (можно определить на основе самофотографии затрат времени на конкретном уроке), 80 – условный уровень отсчета.Единая щкала оценки темпа работы по коэффициенту темпа Темп работы (оценивается специалистом) Коэффициент темпа работы, относительные единицы Середина диапазона Диапазон Очень быстрый Более 1,47 Быстрый 1,38 1,3 – 1,47 Нормальный 1,0 0,88 – 1,11 Задание: Создать титульный лист реферата с верхним и нижним колонтитулом по образцу. Задание на выполнение по образцу Работа по алгоритму Создание визитных карточекна основе шаблонаОткройте программу Microsoft Publisher (Пуск – Все программы - Microsoft Publisher 2003).В окне Новая публикация выберите Публикации для печати - Визитные карточки.Из предложенных шаблонов выбрать Визитная карточка. Фломастер.Создайте визитку по образцу: Эмблему измените. Выделите эмблему и нажмите на появившеюся кнопку. Выберите макет эмблемы Овал.Нажмите на кнопку Предварительный просмотр и установите 8 копий на листе. Для этого нажмите Изменить число копий на листе, Боковое поле 1,49 и Горизонтальный просвет 1,2.Сохраните визитку в своей папке под именем Визитка1 (Файл - Сохранить как). Выполнение домашней работы по созданию текстового документа в рамках изучения раздела о текстовом редакторе Создание текстового документа1 лист – Титульный лист (создание по образцу)2 лист – Набрать текст по теме «Основные возможности текстового редактора.» (правила оформления тестового документа, вставка рисунка)3 лист –Основные характеристики текстового документа. Оформить в виде таблицы.(умение работать с таблицей в ТР)4 лист – Правила ввода формул в текстовый документ, привести примеры формул. (Нумерованный список, ввод формул)5 лист – Перевод заданного текста с помощью компьютерного словаря.(умение работать с компьютерным словарём)II. Сохранение текстового документа в разных форматах. Методы контроля "проверка за столом" фронтальный и индивидуальный устный опрос"решение по аналогии" тесты "проверка за компьютером " компьютерный диктант индивидуальные практические работы групповые практические работы компьютерный тест ПРОЕКТ«Текстовый процессор — это так обычно... Текстовый процессор — это так круто!» Дидактические цели проекта: формирование навыков и умений -работы в группе, -умений слышать других, -высказывать и аргументировать личную точку зрения,-выявлять, ставить и решать проблему, -делать обоснованный выбор.Методические задачи: освоить создание структурированного текста, научить искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, в печатных источниках информации,научить работать в офисных прикладных средах. Вопросы для самостоятельных исследований учащихся: Как компьютеру удается обрабатывать текстовую информацию?Как изменил мир текстовый процессор?В чем многообразие форм текстового документа?Текстовые процессоры и настольные издательские системы. Насколько они разные?Результаты представления исследований: Презентация “Текстовые процессоры и настольные издательские системы. Насколько они разные?» Буклет «Наша любимая школа»; Контроль знаний Реферат Буклет «Моя любимая школа»Титульная страница учебника по информатикиГрамота за олимпиаду Визитная карточка урока Тема урока: «Текстовые эффекты редактора WORD, их применение на практике.» Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков на практике Вид урока: Урок - практикум Цели:Образовательная: научить применять полученные ранее навыки при выполнении практических работ; Развивающая: уметь работать по заданному алгоритму, развивать логического мышления, внимания, творческих способностей и эстетического вкуса, формировать учебно-познавательные действия по работе с дополнительными источниками; Воспитательная: воспитывать аккуратность, творческий подход, информационную культуру; Методы обучения: Репродуктивный, информационный, частично-поисковыйФорма организации работы в классе: фронтальная, групповая;Средства обучения: Учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс; ПК, проектор, инструктивная карта с алгоритмом заданияПрограммное обеспечение: текстовый редактор Word или текстовый процессор Writer Разработка урока Этап урока Структурные элементы урока Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результат Мотивационно-оринтировачный этап 1. Орг момент(2 мин) Подготовить обучающихся к уроку приветствие, проверка готовности к уроку обучающихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих Настраиваются на рабочий лад, называют отсутствующих Готовность обучающихся к восприятию учебного материала. (1 мин) Проверка домашнего задания Учитель проверяет наличие домашнего задания у обучающихся в печатном или электронном виде Обучающиеся предоставляют учителю домашнее задание на проверку 2. Актуализация знаний (4 мин) Проверить знания обучающихся по предыдущим темам раздела. Учитель задаёт вопросы: С каким приложением будем работать? Назначение данной программы. Основные возможности данной программы.С какими функциями познакомились раньше на уроках? Отвечают на вопросы учителя, вспоминая правила работы с текстовым редактором и его основные возможности Повторение ранее изученного материала, готовность обучающихся работать с ТР. Этап урока Структурные элементы урока Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результат Мотивационно- ориетировочный этап Мотивация (5 мин) Мотивировать обучающихся на учебную работу: выполнение ими практической работы. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока. Иллюстрация реальных объявлений учебных заведений, грамот и других печатных работ на большом экране с целью продемонстрировать наличие в них текстовых эффектов. Обучающиеся выясняют на представленных объявлениях, грамотах и титульных страниц книг наличие текстовых эффектов: картинки, шрифты, кегли, колонтитулы и др. Для каждого реального текстового объекта определяется своя специфика, стиль, форма, наполнение. Постановка учебной цели(2 мин) Учитель объясняет алгоритм на примере создания объявления гимназии. Раздает обучающимся инструкции по выполнению практической работы. Обучающиеся знакомятся с инструкцией по выполнению практической работы. Этап урока Структурные элементы урока Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результат Формулировка проблемы, планирование решения задания (2 мин) Организация повторения пройденного материалаОрганизация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации Выясняет с обучающимися, с какими объектами они будут работать в процессе создания документов. На большой экран выводится схема объектов документа. Обучающиеся повторяют основные операции с текстом: вставка картинки, создание текстовых эффектов Операционно – познавательный этап Воспроизведение ранее изученного(3 мин) Учитель задаёт вопросы. Какие свойства имеет каждый из этих объектов? Текст, фигурный текст, рисунок, таблица Ответы: Текст: вид шрифта, стиль абзаца, параметры страницы. Фигурный текст: вид шрифта, формат текста, специальные эффекты: тень, наклон, поворот, размещение на странице) Рисунок: формат графического файла, размер, масштаб, цветовое решение, размещение на странице). Таблица: Ячейка, столбец, строка таблицы, вся таблица Этап урока Структурные элементы урока Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результат Операционно – познавательный этап (1 мин) Умение работать в группе Контролирует обучающихся при делении их на группы Обучающиеся разбиваются на 3 группы Умение выбирать себе партнёров в группу Самостоятельное выполнение задания под контролем учителя (10-13 мин) Творческое приме нение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. Оказание помощи обучающимся при затруднениях при выполнении практической работы Обучающиеся выполняют практическую работу по созданию объявления гимназии Овладение основными функциями ТР , определениепроблемныхзадач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (3 мин) Предлагает обучающимся – представителям групп показать и защитить свою работу. Разбор основных ошибок Демонстрируют свою работу. Объясняют структуру, стиль, форму своей работы. Получение информации о результатах работы Этап урока Структурные элементы урока Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результат Рефлексивно – оценочный этап Контроль знаний и умений (2 мин) Обеспечить обучающимся рефлексию своей деятельности Учитель проводит итог групповой работы, отбор лучших работ, выставляет оценки за работу на уроке. Обучающиеся выбирают лучшие работы по своему усмотрению Оценка собственной деятельности (3 мин) Знакомство с работами русских мастеров по оформлению рукописных книг (снимки русских рукописей, иллюстрации заставок, примеры орнаментов и виньеток). Адреса сайтов: http://character.webzone.ru Рефлексия ученика своих действий и самооценка работы на уроке (2 мин) Соотнесение целей и результатов Учитель предлагает обучающимсяоценить по 5-бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ – 1. работал. 2. допускал ошибки „Мы“ – 1. мне помогли одноклассники 2. учитель 3. я одноклассникам „Дело“ – 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал Обучающиеся оценивают себя и свою работу на уроке Открытость обучающихся к передачи и осмыслению своих действий, самооценки. Выявление положительных и отрицательных моментов на уроке Результативность урока Литература Иванова Т. А. «Современный урок:теория, технология, практика» : Книга для учителя. – Н.Новгород:НГПУ, 2010гИнформатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М. Н. Бородин – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012гИнформатика. ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса/ С. М. Авдошин, Р.З. Ахметсафина. – М.; СПб.: Просвещение, 2011Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/Угринович Н.Д. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г