Презентация по русскому языку на тему Современный урок: формирование познавательной активности и мотивации обучающихся к продуктивной учебной деятельности
Современный урок: формирование познавательной активности и мотивации обучащихся к продуктивной учебной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОСТЬ МОТИВАЦИЯ ПОЗНАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. ФОРМИРОВАНИЕ В педагогической практике - применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личности учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти. В педагогике «формирование» употребляется и как результат развития человека, и как организаторская деятельность учителя по воспитанию и обучению учащихся. Нередко понятия «формирование» и «воспитание» употребляются как идентичные. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника. АКТИВНОСТЬ В материалах ФГОС одним из ценностных ориентиров указано "развитие самостоятельности как условия её самоактуализации". В связи с этим ключевой компетенцией школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки АКТИВНОСТЬ Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу АКТИВНОСТЬ Помощь взрослого заключается в том, чтобы не подавлять ребёнка постоянной сверхопекой, а позволить быть самостоятельно мыслящим, активным учащимся – исследователем окружающего мира. К чему может привести тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий АКТИВНОСТЬ Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:- наличие задания учителя;- руководство учителя;- самостоятельность учащихся;- выполнение задания без непосредственного участия учителя;- активность учащихся. АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ Развитие познавательной активности и самостоятельности проходит эффективнее, если используются определенные задания. К примеру задания, - не сводящиеся к известным способам решения;- способствующие созданию проблемной ситуации;- предусматривающие использование жизненного опыта детей;- несущие элементы занимательности;- имеющие практическую значимость;- допускающие разные способы решения и выполнения АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ Самостоятельность ученика в учебной деятельности включает следующие качества: инициативность, предвидение, самооценку, самоконтроль, готовность проявить творчество в учении САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ Развитие самостоятельности обеспечивается следующими педагогическими условиями: использование различных видов группового объединения учащихся с целью последовательного включения каждого ученика в самостоятельный учебный труд (групповая работа с лидерным и демократическим типом взаимодействия участников); система специальных заданий, реализующих идею востребованности и использования самостоятельных действий школьника. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и АКТИВНОСТЬ УЧЕБНАЯ Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе.Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя. Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ Универсальные учебные действия (УУД) «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»(А. Дистервег) САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. МОТИВАЦИЯ Мотив и мотивация Мотив (от лат) - приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения.Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. Виды мотивов Внешние или социальные широкие познавательные мотивы;учебно-познавательные мотивы;мотивы самообразования. Уровни Внутренние или познавательные направленные на процесс обучения внешние, связанныес другими людьми широкие социальные мотивы;узкие социальные (позиционные ) мотивы;мотивы социального сотрудничества. Внутренние мотивы Собственное развитие в процессе учения;Действие с другими и для других;Познание нового, неизвестного. Внешние мотивы Учеба как вынужденное поведение;Процесс учебы как привычное функционирование;Учеба ради лидерства и престижа;Стремление оказаться в центре внимания. Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием)Учебно-познавательные (интерес к знаниям, любознательность)Перспективно-побуждающие (ответственность, стремление хорошо окончить школу, хорошо работать) МОТИВЫ УЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕБНАЯ это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося. Неблагоприятные мотивационные характеристики младших школьников Интересы ребёнка неустойчивы, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать; ребёнок ориентирован на получение хорошей отметки, а не на способы получения новых знаний; младшие школьники не стремятся к преодолению трудностей. Благоприятные мотивационные характеристики младших школьников Общее положительное отношение ребёнка к школе; широта интересов, любознательность; потребность в игровой деятельности, эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Методы изучения мотивации: Наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его. Использование специально подобранных педагогических ситуаций; индивидуальная беседа с обучающимся; анкетирование.. ПОЗНАНИЕ – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.Большой Энциклопедический словарь. 2000. – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса.Философский энциклопедический словарь. 2010. Задания Формулировка в соответствии с ФГОС Что такое компетентностное учебное задание(компетентностно-ориентированное)? задание проверяет компетенции;задание носит ситуативно-ролевой характер;в задание включены контексты (опорные учебные материалы);задание аутентично (жизненно).__________________________________Кейс-технологии Историческая справкаВпервые работа с кейсами (ситуациями) в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Историческая справкаКейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Требования к проведению компетентностного урока1. Изменение форм и технологий обучения, которые помогут создавать ситуации неопределенности, выбора.2. Учебный материал отличается проблемностью.3.Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение в социальном опыте.4. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным.5. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме. Требования к проведению компетентностного урока6. Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.7.Самостоятельное добывание знаний учащимися.8.В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения.9.Школа должна приобрести характер открытой системы, более тесно связана с окружающим социумом.10. Дети осуществляют самооценку учебной деятельности. PIZA! Что такое тесты PIZA? Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и ее использованию. Следовательно, тест PISA, измеряющий читательскую грамотность учащихся, получивших обязательное школьное образование, должен быть сфокусирован на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Традиционные задания Задания нового типа Что такое имя числительное? Почему числительное относится к классу имен? Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем, на ваш взгляд, это связано? Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева. Связь читательских умений Структура компетентностного учебного задания (по Логиновой О.Б.) характеристика задания (стимул) мотивационная часть Содержание:условие (информационная часть)вопрос (командная часть)инструкция по выполнению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания ТЕКСТ ЗАДАНИЯ Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет.Прочитай предложенные ниже варианты обращений.Заполни таблицу: укажи знаком правильно ли построено обращение – допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет.Устно исправь допущенные ошибки. Русский язык. Развитие речи. Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств в разных ситуациях общения «Хорошее» задание требует:самооценки на основе соотнесения результата спониманием учебной задачи;и(или) критериями оценки;и(или) способами выполнения;выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение;постановки новых учебных задач. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Оцените выполнение задания. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось?Наметьте план выполнения задания.Заполните лист продвижения по заданию и/или лист самооценки. Примерные типы заданий «Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требуетсовместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например:о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания;о распределении обязанностей, координации усилий;разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля;создания общего продукта из взаимосвязанных частей. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Эта фотография сделана в путешествии по тундре Представь, что ты тоже путешествовал по тундре.Расскажи другу о том, что ты увидел во время своей поездки.В своем рассказе обязательно укажи: какие растения можно встретить в тундре; какие животные там обитают чем занимаются жители тундры. Примерные типы заданий ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД «Хорошее» задание предполагает наличие:проблемы (новой, ранее незнакомой, неожиданной), требующей самостоятельного принятия решения; как правило:нового взгляда на известный объект;создания нового объекта, отвечающего заданным требованиям;«устранения неполадок»; ситуации неопределенности, требующей поиска приемлемого решения и (или) выбора одного из возможных альтернативных решений;воплощения принятого решения на практике. Примерные типы заданий Как же научиться педагогу моделировать учебное задание нового типа, чтобы оно позволяло формировать навыки, требуемые Стандартом? Рекомендации по конструированию компетентностных учебных заданий Новые педагогические умения: умение операционализировать итоговые планируемые результаты умение делать выборку решаемых задач для «пошагового» достижения планируемых результатовумение подбирать, переформатировать или самостоятельно создавать компетентностные учебные заданияосуществлять оценочную деятельность на критериальной основе и включать в нее учащихся Что такое технология уровневой дифференциации «Лестница достижений»? К относительно законченному отрезку учебного процесса составляется лестница заданий для самостоятельного выполнения, и ученик выбирает тот уровень, который ему под силу. Дифференцирующий компонент задания продукт проекта рекомендуемая тематика проектов научно-популярный фильм Биография одного слова Животные в русских фразеологизмах кино- и телесценарий Людей неинтересных в мире нет… буклет Русский язык в современном мире викторина Лингвистические рекорды Русские переводы карманный словарик Трудные случаи русского словоупотребления Трудные случаи орфографии Трудные случаи пунктуации продукт проекта рекомендуемая тематика проектов словарь Словарь современного школьника Неологизмы двадцать первого века Необычное значение обычного слова интерактивная модель Космическая одиссея имени существительного веб-сайт В поисках утраченного смысла (история происхождения) методические рекомендации Мы сдаем ЕГЭ: орфоэпия (слова и их история постановки ударений) Мы сдаем ЕГЭ: сочинение (вступление) конференция Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных) учебное электронное пособие Готовимся к ГИА: пунктуация (многоточие) Готовимся к ГИА: морфология (имя числительное – склонение) атлас, карта Страна «Глаголия» Государство Фонетика Экзотизмы в русском языке ПРИЧИНА познавательной активности и мотивации – ОДНА! ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕСОн же Любопытство.Он же Удовольствие.Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!) Спасибо за внимание!