ПрезентацияОрганизация исследовательской деятельности учащихся начальных классов


Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классовВыполнила : Жук А.Б.учитель начальных классов, МОУ «Лицей №13», города Петрозаводска Исследовательская деятельность младших школьников организована в рамках элективного курса УИД (учебная исследовательская деятельность). Проводим 1 раз в неделю.В работе используем методический комплект А. И. Савенкова: Рабочую тетрадь «Я – исследователь»Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» Учебная исследовательская деятельность ( УИД) Было проведено анкетирование по ранжированию любимых школьных предметов.Оказалось, что элективный курс "Учебная исследовательская деятельность" нравится большинству детей.Почему УИД один из самых любимых учебных предметов третьеклассников и четвероклассников?Исследование – это бескорыстный поиск истины, всегда творчество.Исследовательская деятельность должна быть свободной.В этом её привлекательность. Три направления исследовательской деятельности Первое направление – индивидуальная работа. индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке устных сообщений, проведению простейших опытов, наблюдений, в подборе литературы, в изготовлении наглядных пособий для и изучения новой темы. работа с учащимися по отдельной программе:помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, планирование работы, которую будет проводить ребенок. Три направления УИД Второе направление – групповая работа. Организациия исследовательских проектов, где удобнее подключить к работе сразу несколько детей.Третье направление – массовая работа с детьми.В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, школьные олимпиады и окружной интеллектуальный марафон для 3 и 4 классов. Проводятся заседания интеллектуального клуба учащихся начальной школы «Эврика», на которых дети представляют продукт своей деятельности – проект. Исследовательская деятельность Детские исследования Савенков А.И. предлагает начать с осмысления учащимися тех знаний, которые у них имеются по исследуемому вопросу.Такое начало настраивает детей на осознание возможности и важности собственных суждений .АнкетаЧто мне интересно больше всего?Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусство, музыкой)?Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Исследовательская деятельность это образовательная технология, предполагающая решение учащимисяисследовательских, творческих задач под руководством учителя, в ходе которой реализуются следующие этапы: - изучение теоретического материала- выделение проблемы,темы, постановка цели и задач исследования- формулировка рабочей гипотезы- освоение методики исследования- сбор собственного экспериментального материала- обработка материала- обобщение, анализ, выводы- представление исследовательской работы Шаг 1.Выявление проблемы. Проблема - это затруднение, сложный вопрос, требующий разъяснения, поиска ответа на него.Не стоит непременно требовать от ученика начальных классов ясного осознания и формулировки проблемы.Часто бывает достаточно общей, приблизительной ее характеристики.Ценится умение задавать себе вопросы и находить неожиданное и удивительное в обычном. Шаг 1. Упражнения по Савенкову)Для этого выполняем следующие упражнения:продолжи неоконченный рассказ;составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге) опишите один день вашей воображаемой жизни используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, (например, кирпича, газеты, кусочка мела);назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома,самолёта, книги и т. д.). Шаг 2 :Как выбрать тему исследования? На занятиях учимся выбирать тему.Тема должна быть интересна самому исследователю.В названии темы должна быть загадка,о которой хочется узнать.Название должно быть кратким. (2-3 слова)В названии не должно быть фразеологизма, непонятного данному возрасту.На первых занятиях учимся подбирать материал по предложенным автором темам. Какими могут быть темы исследования На занятиях узнаем, какие бывают темы. Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.Кто зажигает звёзды?Кто построил пирамиды?Почему надуваютсямыльные пузыри? Шаг 3 .Цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.Исследование или проект? Если исследование, то выявить, изучить, определить.Если проект, то разработать , создать, выполнить. Шаг 4: Определение задач исследования Задачи исследования уточняют цель.Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Эти шаги могут меняться до самого последнего момента.«Долой предсказуемость» Шаг 5.Гипотеза исследования Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.Обычно гипотезы начинаются словами:Предположим…Допустим…Возможно…Что, если…Работаем по принципу «чем больше гипотез,тем лучше», так как гипотезы позволяют увидеть проблему в другом свете.Например, исследуя,умеют ли собаки говорить,возник вопрос, а умеют ли они мыслить? Затем, какими фантастическими способностями обладают собаки. Шаг 6. Организация исследования. Составление плана работы - следующий важнейший шаг исследователя. В обобщенном виде он включает следующее (по Савенкову А.И.):I. Сбор материала. На данном этап возможны такие виды деятельности:подумать самостоятельно;прочитать книги, посмотреть фильмы о том, что исследуешь;обратиться к компьютеру;спросить у другого человека;понаблюдать;провести эксперимент;сделать математические расчеты.II. Обобщение полученных данных.Этап предполагает анализ, подведение итогов, умозаключения, выводы по проделанной работе.III. Подготовка к защите.В ходе работы намеченный план мoжет конкретизироваться, меняться, уточняться. Подумать самостоятельноЧто я знаю об этом?Какие суждения я могу высказать по этому поводу?Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? Посмотреть книги о том, что исследуешьНачать работу можно со знакомства с энциклопедией и справочником. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём». Спросить у других людей Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. Познакомиться с фильмами по теме исследования Фильмы бывают: научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Обратиться к компьютеру Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – помощника современного исследователя. Это Интернет и различная информация на компакт-дисках. Шаг7. Понаблюдать Доступный способ добычи новых знаний – наблюдение.Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения.Всё это можно использовать в исследованиях. Систематизация информации. Направление – «Живая природа», область знаний – «Зоология», «Биология».Где живёт?Чем питается?Основные особенности: тип животного; класс; отряд; семейство; род; вид.Поведение.Кто главные враги? Шаг8. Подготовка к защите исследовательской работы 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.6. Сделать выводы и умозаключения.7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.8. Подготовить текст сообщения.9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.10. Приготовиться к ответам на вопросы. Участие в школьной конференции«Шаг в будущее»Звание «Лауреат»городского фестиваля«Твои первые открытия»Наши достижения От чего зависит успехНесколько правил для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностьюНе ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.Действуя, не бойся совершить ошибку.Будь достаточно смел, чтобы принять решение.Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).«Назначение Учителя- помочь родиться мысли ученика» (Сократ)