Русское музыкальное искусство конца 19 — начала 20 века.


Русское музыкальное искусствоконца 19 – начала 20 века.Рощупкина Ирина Юрьевна. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 8 г.Ельца Липецкой области. В 60—70-е годы XIX века русская музыка переживает пору могучего расцвета. Конец XVIII века был для России временем создания профессиональной композиторской школы, а первая половина XIX столетия, отмеченная гением Глинки, утвердила значение русской классической музыки за пределами России, то теперь русская музыка становится одной из ведущих музыкальных культур, определяющих дальнейшее развитие всего европейского музыкального искусства. В этот период появляется целая плеяда выдающихся композиторов, многосторонне и глубоко отражающих в своем творчестве жизнь русского общества.Н.А.Римский-КорсаковМ.И.ГлинкаМ.П.МусоргскийП.И.Чайковский Коренные сдвиги происходят во всей музыкальной жизни. Русская музыка, развивавшаяся до того в условиях города лишь в аристократических салонах, придворных театрах и домашнем быту, теперь получает широкую аудиторию. Появляются концертные организации, систематически пропагандирующие музыкальное искусство. В театры приходит демократическая публика: студенты, интеллигенция, мелкие служащие. Крупнейшим историческим событием явилось создание к 1859 году в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна Русского музыкального общества (РМО), которое ставило целью «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Рубинштейн — выдающийся музыкально-общественный деятель, пианист, композитор и дирижер — сам стал во главе концертов РМО. Выдающуюся роль сыграли также концерты Бесплатной музыкальной школы, основанной главой нового музыкального направления М. А. Балакиревым Здесь под управлением Балакирева исполнялись преимущественно произведения русских композиторов, к которым столичная аристократия привыкла относиться с пренебрежением. Наряду с сочинениями Глинки и Даргомыжского можно было услышать и новинки — только что написанные произведения молодых русских музыкантов. Усилиями А. Рубинштейна в Петербурге при РМО были открыты музыкальные классы и в 1862 году — первая в России консерватория. Рубинштейн и стал ее первым директором. В 1866 году открылась Московская консерватория, которую возглавил Н. Рубинштейн. Также как Петербургская, она стала подлинным центром музыкального образования и просвещения. Во второй половине XIX века обе консерватории воспитали немало выдающихся музыкантов — композиторов и исполнителей. Во всех отношениях музыкальная культура переживала обновление. Начиналась поистине новая эра русской музыки. Все это стало возможным на фоне серьезных изменений, происходивших в ту пору во всех областях общественной жизни страны, 60—70-е годы XIX века были в России временем необычайного роста национального самосознания, духовных сил народа, периодом высочайшего расцвета науки и культуры. В искусстве появляется интерес к историческим темамБурлаки на Волге Не оставалась в стороне и музыка. Русские композиторы умели тонко наблюдать, и талантливо передавать образы народной жизни. Впереди всех шел в этом отношении М. П. Мусоргский. Сцены из народной жизни, потрясающие по справедливости и меткости музыкальные портреты выходцев из крестьянской среды составили вклад Мусоргского в камерно-вокальную музыку 60-х годов. М.П.Мусоргский оперы «Хованщина» и «Борис Годунов» Так в центре внимания деятелей всех видов русского искусства, выступавших в конце 19 века, оказались человек и народ. Человек с его сложным душевным миром, с мечтой о счастье, народ, угнетенный, страдающий, но несущий в себе огромную нравственную силу,— таковы герои лучших произведений тех лет. «Могучая кучка» — творческое содружество ведущих русских композиторов, сложившееся в начале 60-х гг. XIX в. и отразившее в своей деятельности передовые идеи национально-демократического движения. В состав «Могучей кучки» входило пять композиторов, связанных общими творческими принципами: М.Балакирев, Ц. Кюи, М.Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Бородин. Глашатаем эстетических взглядов кучкистов был В. В. Стасов (1824—1906), человек огромных знаний и пламенного темперамента.  «Могучая кучка», или, как ее еще называют, Балакиревский кружок, была характерным явлением своего времени. «Кучкисты» активно боролись за утверждение русского национального стиля в музыке, за народность, высокую идейность искусства. Следуя заветам М. И. Глинки, они стремились к дальнейшему творческому освоению русской народной песни, проявляли огромный интерес к музыке Востока, глубоко изучали песенную культуру других народов. В их творчестве получили новое всестороннее развитие жанры оперы, симфонии, романса.