Презентация к исследовательской работе Драматизация как инструмент интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников
ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Муниципальное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа п.ЧернореченскийИскитимского района Новосибирской области Исследовательская работа Фролова Ольга НиколаевнаМОУ «СОШ п.Чернореченский»учитель начальных классов1 квалификационная категория п.Чернореченский 2011 Актуальность исследования обусловлена:неразработанностью методики использования драматизации как инструмента интеграции учебной и внеучебной деятельности младших школьников;отсутствием в методической литературе специальных исследований по обучению младших школьников на основе театрального искусства; Цель исследования: разработать методику использования драматизации как инструмента интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Задачи исследования: Дать теоретико-методическое обоснование использованию драматизации как средства интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников.Отобрать приемлемые методы использования драматизации в обучении и воспитании младших школьников.3. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики. Драматизация - это такая деятельность, в процессе которой прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится «в лицах», при помощи различных выразительных средств (интонации, мимики, жеста, позы, действия, мизансцены). Стенд-книжка Драматизация Игра с настольным театром Импровизация Объемные фигурки Плоскостные фигурки Фланелеграф Игра с тростевыми куклами Теневой театр Бибабо Пальчиковый театр Настольный театр игрушек В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Настольный театр картинок Все картинки- персонажи и декорации не забудьте сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Стенд–книжка Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд– книжку. Укрепите его на нижней части доски. На верхней части разместите фигурки, изображающие транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом ребёнок), переворачивая листы стенд–книжки, демонстрирует различные сюжеты. Изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детей, если на каждой странице изображён новый режимный процесс. Фланелеграф Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеить и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Теневой театр Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Пальчиковый театр Атрибуты ребёнок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. Драматизации с куклами бибабо Куклы – петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка – перчатка, которая надевается на руку кукловода. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. К внешним краям шеи приклеивается рубашка – перчатка. К рукавам рубашки пришиваются руки куклы с патронками. На перчатку надевается костюм. Ноги у куклы бывают не всегда. В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Тростевые куклы Марионетки Куклы на ниточках. Марионетки сложны по своей конструкции. Кукловод управляет ими, на фоне которого разыгрывается спектакль. В руках актёр держит вагу - специальное приспособление для управления марионеткой. Импровизация Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки Методика работы с учащимися над драматизацией многообразна. Она определяется возрастом школьников, конкретной задачей, которую ставит перед собой учитель в каждом отдельном случае, и находится в зависимости от идеи и её интерпретации. Методы и приёмы использования драматизации проявляются на всех этапах педагогического процесса, от восприятия до закрепления материала. Ценность использования приема драматизации в учебном процессе определяется следующими причинами: драматизация оказывает положительное влияние на все этапы работы над художественным произведением. Происходит это потому, что данный прием помогает достичь наиболее зримого представления того, что является содержанием произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Умение живо представлять то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего «видения», из опыта реальных представлений. Прием драматизации и обеспечивает эту внешнюю наглядность, которая признается обязательной ступенью и основной формой наглядности; использование приема драматизации является важным средством эстетического воспитания и развития, так как драматизация - один из видов художественного творчества; драматизация помогает детям отождествлять себя с героями произведения, пережить их чувства, понять поступки, характеры и поэтому обостряет восприятие и ускоряет усвоение морального опыта, отраженного в книге. Существенно, что, участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и опыт поведения. Тот факт, что драматизация - это практика чувств, перевод их в действия, определяет характерную воспитательную особенность приема. драматизация способствует развитию речи учащихся, которое является не только одним из путей воспитания и важнейшим компонентом общего развития ребенка, но и также одновременно средством, целью и принципом обучения родному языку. Драматизация влияет на речь детей в силу двух причин: использование в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создания на уроке естественной ситуации общения. Правила использования драматизации на уроках: 1. учитель и учащиеся должны ясно осознавать цель каждого введённого приёма на уроке; 2. при использовании любой из форм драматизации важно соблюдать общую последовательность работы:восприятие материала;анализ содержания материала в целях проведения драматизации;определение исполнительских задач;выбор выразительных средств;пробное драматизирование, наиболее существенных или трудных для исполнителя моментов;анализ качества исполнения с точки зрения общей идеи и общей выразительности;заключительный показ;подведение итогов и оценка результатов;3. для повышения качества использования иллюстративного материала;4. распределение ролей можно проводить, в первую очередь, по желанию и сразу после проведения подготовки; 5. необходимо выработать отношение детей к драматизации как к искусству переживания, а не изображения;6. если драматизация осуществляется на учебном материале, возможны некоторые отклонения от текста не искажающие последовательности и общего смысла реплик;7. для достижения эффективности работы по использованию драматизации в процессе обучения необходимо систематическое, а не случайное использование приёма драматизации. Использование драматизации на уроках чтения и русского языка Драматизация на уроках изобразительного искусства Кукольный театр на уроках технологии Результаты диагностики использования драматизации в учебной деятельности Использование драматизации является: средством повышения качества обучения младших школьников;средством активизация учебной работы учащихся на уроках и во внеурочное время;средством развития воссоздающего воображения, без которого невозможно полноценное восприятие содержания учебного материала