Презентация к уроку литературы Поэзия Серебряного века русской литературы


2011г. Поэзия Серебряного века русской литературы Смирнова З.В.Учитель литературы МОУ СОШ №3 г.Семенова Содержание Краткая характеристика Серебряного векаТри течения в русском модернизмеСимволизм«Старшие» и «младшие» символистыАкмеизм«Цех поэтов»ФутуризмПоэты-футуристы Русская культура эпохи рубежа 19-20 в.в. поражает обилием талантов,многообразием художественных поисков и необыкновенным творческим подъемом. Это явление и получило название Серебряного века.(1890-1917г.г.) Противоречия той кризисной эпохи наиболее ярко отразились в русской поэзии. «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение…» И.Анненский, 1909г. ст. «О современном лиризме» Милый друг, иль ты не знаешь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени От незримого очами… В.Соловьев Первое и самое крупное из модернистских течений (1894г.) Основоположник- Дм. Мережковский.Цель творчества- расшифровка тайнописи,воплощенной в слове, пророчество. Три главных элемента новейшей поэзии- «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». (Д.Мережковский) СИМВОЛИЗМ(от греч. Simbolon- «знак, символ») «Старшие» символисты «Младосимволисты» В.Брюсов К.Бальмонт Ф.Сологуб В.Кузмин А.Белый А.Блок Вяч.Иванов Владимир Сергеевич Соловьев Философ, поэт, сын историка С.Соловьева. Сформулировал основные черты символизма как литературно- философского направления Для символизма характерны: Поэтика намека и иносказанияЗнаковое наполнение обыденных словВосхваление мига, мимолетности, в которых отражается ВечностьСтремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной КрасотыОтношение к слову как к посланию со многими смыслами, как к шифру духовной тайнописиГлубокий историзм, с позиций которого видятся и события современностиИзысканная образность, музыкальность и легкость слога В начале 1910-х г.г. от символизма отошло новое литературное объединение- «Цех поэтов».Его главой стал НиколайГумилев. Цель творчества- возвращение поэзии ясности, вещности. Главное в поэзии- «радостное любование бытием», «прекрасная ясность». АКМЕИЗМ(от греч. Acme- «высшая степень, расцвет») Акмеисты провозгласили своими принципами: Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «любования бытием»Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретных образахОбращение к человеку, к «подлинности» его чувствПоэтизацию мира первозданных эмоций, первобытного природного начала, доисторической жизни Земли и человека С.Городецкий Г.Иванов О.Мандельштам В.Нарбут «Цех поэтов» Возник одновременно с акмеизмом. Сразу распался на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Центрифуга», «Гилея» (будетляне, кубофутуристы). Цель творчества- вызов существующей традиции. Идеологом кубофутуристов стал Игорь Северянин ФУТУРИЗМ(от лат. Futurum- «будущее») Кубофутуристы «Центрифуга» Д.Бурлюк В.Маяковский В.Хлебников Б.Пастернак Н.Асеев Художественной системе футуризма свойственны: Культ техники, индустриальных городовОтрицание гармонии как принципа искусстваСловесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началуАбсолютизация динамики и силы, творческого произвола художникаПафос эпатажа («Эпатаж» -умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее общепринятым нормам, с целью привлечения внимания) Модернизм - литературное направление, характеризующееся ощущением катастрофичности мира, преобладанием мотивов одиночества художника, уходящего из реальности в мир фантазий и грез. Русский модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Три течения в русском модернизме