Презентация по литературе на тему Поэзия Серебряного века в русской литературе. (11 класс.)
Поэзия «Серебряного века» в русской литературе. «Серебряный век» Анненский И. Ф.СимволизмБальмонт К.Г.Гиппиус З.НБелый А.Блок А.А.АкмеизмГумилёв Н.С.Ахматова А.А. Мандельштам О. Э.ФутуризмМаяковский В.В.Хлебников В.Северянин И. Цветаева М.И.ИмажинизмЕсенин С.А. Заключение Викторина Ответы Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «серебряного века». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало «серебряного века» пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год – время его наивысшего подъема. Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Серебряный век — это не хронологический период (или, по крайней мере, не только период), в который творили самые разнообразные мастера и подмастерья слова, и не сумма литературных течений, но образ мышления, в той или иной степени свойственный художникам, которые при жизни, случалось, нешуточно враждовали между собой, но со временем и слились в сознании потомков в неразделимую плеяду, где каждый сам по себе личность и в то же время — невозможен без взаимодействия с другими, без атмосферы, о которой писал Бердяев. Это Валерий Брюсов и Федор Сологуб, Иннокентий Анненский и Александр Блок, Максимилиан Волошин и Андрей Белый, Константин Бальмонт и Анна Ахматова, Николай Гумилев и Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин и многие-многие другие. ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ АННЕНСКИЙ Иннокентий Фёдорович [20 августа (1 сентября) 1855, Омск — 30 ноября (13 декабря) 1909, Санкт-Петербург; похоронен в Царском Селе на Казанском кладбище], русский поэт, критик, драматург, переводчик. Брат Н. Ф. Анненского. Портрет Валерия Брюсова. Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества – в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах — культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность (сборники «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 году эмигрировал. ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945), русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов — мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники «Алый меч», 1906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) — нравственно-философская проблематика. Роман «Чертова кукла» (1911). Критические статьи (книга «Литературный дневник», 1908; псевдоним Антон Крайний). В сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), — резкое неприятие революции. БЕЛЫЙ Андрей (настоящие имя и фамилия Бугаев Борис Николаевич) [14 (26) октября 1880, Москва — 8 января 1934, там же], русский поэт, прозаик, критик, мемуарист. Биография итворчество О, я хочу безумно жить:Всё сущее - увековечить,Безличное - вочеловечить,Несбывшееся - воплотить!Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне,-Быть может, юноша весёлыйВ грядущем скажет обо мне:Простим угрюмство - разве этоСокрытый двигатель его?Он весь - дитя добра и света,Он весь - свободы торжество!5 февраля 1914 Александр Александрович Блок родился в Петербурге 28 ноября 1880 года в семье профессора философии и права Варшавского университета А. Л. Блока. Его дед по матери А. Н. Бекетов был видным ученым, ректором Петербургского университета. Детские годы Блок провел в семье Бекетовых, жил в имении деда Шахматово (недалеко от г. Клина). В 1906 году Блок окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Стихи начал писать еще будучи студентом. В 1902 году Блок дебютировал стихотворным циклом «Из посвящений» в журнале «Новый путь». В ранний период творчества Блок находился под влиянием философии Вл. Соловьева. В 1898-1904 годах он создает цикл «Стихов о Прекрасной Даме», проникнутый мистическими чаяниями о пришествии в мир Вечной Женственности и составивший его первую книгу. Уже во второй книге стихов (1904-1908) мистические настроения отходят на второй план. До 1916 года Блок создает все главные свои произведения, объединенные в третью книгу стихов (1907-1916). После 1916 года наступает пауза в поэтическом творчестве Блока. Первое написанное после почти двухлетнего молчания произведение — поэма «Двенадцать» (январь 1918 года). В этом же году Блок пишет поэму «Скифы». Умер поэт 7 августа 1921 года в своей квартире на набережной реки Пряжки. 10 августа Блока похоронили на Смоленском кладбище, где находились могилы его родных — Бекетовых. 27-28 сентября 1944 года прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища (Иль это только сниться мне?),… И каждый вечер, в час назначенныйДевичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне.И медленно, пройдя меж пьяными,Всегда без спутников, одна,Дыша духами и помадами,Она садится у окна.И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука… Блока не надо и нельзя объяснять и стараться понять логически. Ему надо внимать, внимать музыке его стиха, и сквозь эту музыку понимание само придет, интуитивно.Блок никогда не был отцом, и психология его детских стихов – это его собственные воспоминания о детстве, точнее, его перевоплощение в детское состояние души. Таково его самое яркое детское стихотворение «Сны» (1912).И пора уснуть, да жалко,Не хочу уснуть!Конь качается качалка,На коня б скакнуть!Луч лампадки, как в тумане,Раз-два, раз-два, раз!..Идет конница... а няняТянет свой рассказ.Внемлю сказке древней, древнейО богатырях,О заморской, о царевне,О царевне... ах...!Раз-два, раз-два! конник в латахТрогает коняИ манит и мчит куда-то За собой меня.За моря, за океаныОн манит и мчит,В дымно-синие туманы,Где царевна спит В споре с символизмом родилось новое литературное течение «серебряного века» – акмеизм. Поэты этого направления – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней. И действительно, в творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Осип Мандельштам и Анна Ахматова Гумилёв Николай ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления Николай Гумилев «Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищИ погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!..» АННА АХМАТОВА К миру прекрасного приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой – это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О. Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». Анна Ахматова В зрелом творчестве Анны Ахматовой лирическая героиня предстаёт в необычном для женской поэзии ракурсе поэта и гражданина. Необычна героиня Ахматовой и для мировой поэзии - это первая женщина-поэт, раскрывшая свою высокую и трагическую участь.В её лирике благополучное в житейском смысле разрешение конфликта любви и творчества для поэта-женщины невозможно.Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений."Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытываем характерное чувство интереса к сюжету - к тому, как разовьётся этот роман" Основные черты поэтического языка А.Ахматовой – классическая ясность и точность слова, его прозрачность, сдержанность и лаконичность стиля высказывания, строгость и стройность поэтической структуры – как в архитектуре Петербурга. Ср. пушкинское: Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак... Эта картина может служить метафоричским описанием стиля Ахматовой.Поэзии А.Ахматовой свойственны лаконичные и емкие формулировки, заключающие в себе большую силу – силу мысли и силу чувства. Языку Ахматовой в высшей степени присуще чувство меры, отсутствие лишних слов. Сказано ровно столько, чтобы высказанная истина предстала во всей ее силе и полноте. «Мощная краткость» – это высказывание поэта Вяч. Иванова о русском языке вполне применимо к поэтическому языку Ахматовой.Поэзию Ахматовой часто возводят к пушкинской традиции. Действительно, Ахматову сближает с Пушкиным не только классическая ясность, но и гармоническое соответствие между мыслью и словом, между красотой душевного движения и совершенством поэтической формы. Такая гармония между силой проникновения в суть вещей и силой поэтического дара создает в поэзии особое свойство – неотменимость, обязательность, непреложность, твердость сказанного. ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938), русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно. Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение «серебряного века» – футуризм – отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу». С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего. ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии — 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-1920-х годов. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 века ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) [28 октября (9 ноября) 1885, гл. ставка Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия) — 28 июня 1922, д. Санталово, Крестецкий уезд Новгородской губернии; похоронен там же на погосте д. Ручьи; в 1960 останки захоронены на Новодевичьем кладбище в Москве], русский поэт, ученый, мыслитель. ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда. Родился в семье ученого-биолога. В 1903-1911 учился на физико-математическом факультете Казанского университета, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. Печататься начал в 1910-е гг., входил в литературное объединение «Гилея». В начале пути разделял панславистские иллюзии, был и под влиянием Вл. Соловьева, Вяч. Иванова и М. Кузмина. Практически избавил свой язык от греколатинского корнеслова. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. Мировоззренчески оставался непонятым соратниками (это они составили и издали его книги «Ряв!», 1913; «Творения», т. 1, и «Изборник стихов», оба 1914). Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время—мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920-22; итоговые «Доски судьбы», 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно). В духе Лобачевского создал учение о «воображаемой филологии», «самовитом слове» и словотворчестве, чем стал в ряд таких ученых, как В. Гумбольдт, А. А. Потебня и Ф. де Соссюр.От преобразования фольклорно-мифологических традиций (не только славянских; «сверхповесть» «Дети Выдры», 1911-13) пришел к идеям единого «звездного языка» для всех землян, «государства времени», общественных «Предземшаров», противопоставляемых «государствам пространств», и к полемике с Лениным «вплотную и вровень» (поэма «Ночь в окопе», отд. изд., заботами С. А. Есенина, 1921). Уникальная судьба поэта-ученого-мыслителя, бессребреника и подвижника, «одинокого лицедея», не увидевшего в печати ни одного самостоятельно составленного сборника своих стихов. Еще слабо освоен культурой 20 века.Творческая полемика с поэтическими традициями Пушкина и Блока в борьбе за новый язык художественной литературы и «свободный стих». Опыты неклассического сплава искусства и науки. Пафос единства Востока и Запада, Севера и Юга. Экологическое мировидение единства человека и природы. Жизненная и публицистическая антибуржуазность. Страстное желание «стать звонким вестником добра» (стихотворение «Гонимый — кем, почем я знаю?..», 1912). Особое «богоборчество» во имя новой меры как «сверхверы» (важное стихотворение «Единая книга», 1920; опубликовано 1928). Принципы нового внерыночного обустройства — всеобщего «Ладомира» (одноименная поэма, 1920; тогда же литографирована в Харькове; с 1923 многократно издавалась, но все еще составляет трудную текстологическую проблему). Разнообразные картины накала Гражданской войны. Десятки поэм, проза, пьесы, отрывки, фрагменты. Статьи по этологии, биологии, историософии, литературной критике. Публицистика. Часть архива до сих пор недоступна для исследователей. СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941), русский поэт. Эстетизация салонно-городских мотивов, игра в романтический индивидуализм в сборниках «Громокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник советов «Медальоны» проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутости от нее. Я, гений Игорь Северянин,Своей победой упоён:Я повсеградно оэкранен!Я повсесредно утверждён! Марина Цветаева Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемнадцать стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную прозу, в том числе эссе и филосовско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся , гибких, вовлекающих в себя ритмов. Из широкого охвата лирических тем, где все, как к единому центру, сходятся к любви – в различных оттенках этого своенравного чувства, – надо выделить то, что для Цветаевой остается самым главным, глубинным, определяющим все остальное. Она – поэт русского национального начала. СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН ЕСЕНИН Сергей Александрович [21 сентября (3 октября) 1895, с. Константиново Рязанской губернии — 28 декабря 1925, Ленинград], русский поэт. ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов (см. Имажинизм). Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачев» (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством. Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог. О. Мандельштам 1.Кто назвал А. Блока «трагическим тенором эпохи» и «человеком-эпохой»?2.Какое образование получил А. Блок?3. Почему А. Блок называет собрание своих стихотворений «романом»?4. Почему первый том блоковской «романной трилогии» называют «соловьевским»?5. Назовите цикл и том «трилогии», в который входит стихотворение «Незнакомка»?6.В чем своеобразие звучания темы Родины в лирике А. Блока?7.Какое произведение сделало А. Блока известным? 1.Как назывался первый сборник стихов Н. Гумилева?2.Каковы наиболее характерные «маски» лирического героя в ранней поэзии Николая Гумилева?3. Существует мнение о том, что Н. Гумилев предсказал в своей поэзии собственную гибель. В каких стихотворениях?4.Вспомните, что такое акростих, и расшифруйте «Акростих» Н. Гумилева:Ангел лег у края небосклона. Тесно в мире! Пусть живет, мечтаяНаклоняясь, удивлялся базднам. О любви, о грусти и о тени,Новый мир был темным и беззвездным. В сумраке предвечном открываяАд молчал. Не слышалось ни стона. Азбуку своих же откровений. 1911 – март 1917Алой крови робкое биенье,Хрупких рук испуг и содраганье,Миру снов досталось в обладаньеАнгела святое отраженье. Теоретик и поэт символизма. Почему Н. Гумилева называли царскосельским Киплингом? Кто скрывается под псевдонимом А. Белый? Кто накануне революции был избран "Королём поэзии"? Кто автор знаменитой строки: "И море и Гомер - всё движется любовью"? Как назывался самый скандальный манифест одной литературной школы? Кто из футуристов был художником? Кто автор строк: "Вчера еще в глаза глядел, а нынче - всё косится в сторону!Вчера еще до звезд сидел, - Все жаворонки нынче - вороны!" Как называлась литературная группа, которую организовал Н. Гумилев? Кого называет А. Ахматова "милой гостьей с дудочкой в руке"? О ком и кто пишет стихотворение, заканчивающееся строкой "А я была его женой"? К ранней лирике Ахматовой вполне бы сгодилась в эпиграф строчка великого русского поэта "О, как убийственно мы любили…" А чья это строчка? "А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил…" О ком пишет Ахматова? Кто образовал Союз Председателей земного шара? "И серебряный месяц ярко над Серебряным веком плыл". Объяснить значение эпитетов - синонимов. Кого Блок назвал "лирическим ироником". Что услышал в ответ? Один из самых младших среди поэтов Серебряного века - футурист. Кто он? 1. А. Ахматова2. А. Блок окончил филологический факультет Петербургского университета. Домашнее образование получил в семье деда – ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова.3. А. Блок составил из отдельных стихотворений, поэтических циклов и книг стихов трехчастный «роман», пронизанный десятками сквозных мотивов, скрепленный системой эпиграфов, общностью образов, единством лирического сюжета.4.Идеи именно этого поэта и философа, в частности, идеи земного воплощения Вечной Женственности (Души Мира), легли в основу цикла «Стихи о Прекрасной Даме»5.Стихотворение «Незнакомка» входит в главный цикл второго тома «Город»6.Тема Родины в лирике А. Блока интертекстуальна: в ней звучат мотивы М. Ю Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, А.А Фета, Н. А. Некрасова. Цикл «Родина» является центральным во всей «трилогии».7.Слава пришла с выходом отдельной книги «Стихов о Прекрасной Даме» 1. Первый поэтический сборник – «Путь конквистадоров» - Гумилев издал на средства родителей в 1905 году.2.Лирический герой ранней лирики – это путешественник, завоеватель. «Маски», сменяющие друг друга, - это и «конквистадор в панцире железном», и «капитан», и «Дон-Жуан», и тот, кто знает «веселые сказки таинственных стран»3. Упоминают, как правило, два стихотворения – «Рабочий» и «Я и Вы».4. Акростих – это стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу. Анна Ахматова. БИБЛИОГРАФИЯ Блок Александр. Избранное. Стихотворения и поэмы.- М., «Детская литература»,1975«Знаете ли вы русскую литературу к XIX – н XXв.?» - составит. Белкина В.А. и др. – Новосибирск, 2003 «Марина Цветаева. Жизнь в искусстве».- сб. «Воспоминания о Марине Цветаевой».- М.,1992Поэзия «Серебряного века». Основные течения и взгляды на них.Матвеева Л. «За тенью Гумилёва».