Проект Использование малых форм фолклора в развитии речи детей раннего возраста


Проект «Использование малых форм фолклора в развитии речи детей раннего возраста.» Подготовила:воспитатель МДОУ детский сад №27 «Чебурашка»Цветкова Ольга Игоревна. О проекте: Тип проекта: игровой, информационно – творческий.Участники проекта: воспитатели, дети 2-3-х лет, родители.Срок реализации: долгосрочный.Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями. Актуальность: Ранний дошкольный возраст – это период усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематичекой, лексической, грамматической. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово-детская литература и фолклор. Именно фолклорные произведения характеризуются богатством, яркостью речи, интонационной выразительность. Малые фолклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок и вводить их в повседневный разговор. Цель: Развитие речи детей первой младшей группы средствами малых форм фолклора. Задачи: Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фолклора.Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.Восприятие интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него. Воспитание на основе устного народного творчества, положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы. Предполагаемый результат: Будут сформированы первичные навыки восприятия речи.Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотными выражениями.Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе, положительное отношение к режимным моментам.Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми, сверстниками.У родителей повысится общий культурный уровень Этапы проекта: Организационный.Основной (практический).Заключительный. Организационный этап. Анализ предметной среды;Сбор информации, материала для реализации проекта.Формирование целей и задач проекта. Основной этап. Организация адаптационного периода с использованием различных форм фолклора;Проведение мониторинга речи детей на начало года;Организация игрового взаимодействия;Создание развивающей среды в группе на основе фолклорных произведений;Организация режимных моментов с использованием малых форм фолклора. Коммуникация. Беседы о колыбельных песнях, закличках, загадках, потешках;«Предметы старины».Рассматривание иллюстраций к потешкам, загадкам, колыбельным песням;Рассматривание домашних животных («на русском подворье»);Использование потешек в режимных моментах. Игровая деятельность. Дидактические игры: «Чьи детки?»; «отгадай загадку»; «Уложим куклу Машу спать».Подвижные игры: «Солнышко и дождик»; «Солнечный зайчик»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и мыши»Сюжетно-ролевые игры: «Дом»; «Семья». Игры-инсценировки: С игрушками по сюжету С.М. Маршака«Сказка о глупом мышонке»;«Уложим Алёнушку спать»; «Умоем куклу» Пальчиковые игры «Пальчик, мальчик..»;«Этот пальчик – дедушка..»;«Кошка..»;«Едет белка на тележке..»;«Ладушки – ладушки..»«Сорока - белобока..»«Водичка – водичка..» Чтение художественной литературы. Потешки. «Катя, Катя маленькая..»;«Водичка – водичка..»;«Расти коса до пояса..»;«Большие ноги шли по дороге..»;«Вышел козлик погулять..»;«Тень – тень –потетень..»; «Этот пальчик дедушка..»«Рано-рано по утру..»;«Идет коза рогатая..»;«Пальчик, мальчик..»«Прилетели воробушки..»«Чистая водичка..»«Киска, киска, киска брысь..» Колыбельные песни: «Как у нашего кота..»;«Котик серенький..»;«Спят луга, спят леса..»;«Идёт котик по лавочке..»;«Котя, котенька, коток..»; «Ой люли, люи..»;«Баю, баю, баеньки..»;Баю, баю, баю, бай..»;«Уж котенька, коток..»; Загадки: «Квохчет, квохчет..»; «С хозяином дружит..»; «Острые ушки..».Поговорки: «Кончил дело, гуляй смело»; «Маленький, да удаленький».Заклички: «Солнышко, солнышко..»; «Дождик, дождик..». Художественное творчество Рисование водички по потешке «Водичка, водичка..»;«Нарисуй дождик» (на листе, на песке);Лепка «Коврик для кошки» (по потешке «Кошка на коврике»);Рисование «Солнышко лучистое»;Рисование «Покормим птичку»;Коллективное рисование «Трава для коровушки»;Лепка «Зернышки для воробушка». Музыка Пение «Котишко-мурлышко, серый любишко»;Исполнение колыбельных песен при подготовке ко сну;Мини-праздник «В гостях у бабушки Матрёны». Работа с родителями Родительское собрание «Фолклор, как средство развития речи»;Оформление папки-передвижки «Потешки в период адаптации дошкольников в ДОУ»;Консультации «Воспитание патриотических чувств через произведения фолклора»; «Использование малых форм фолклора в развитии речи детей раннего возраста»Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. Заключительный этап Проведение мониторинга речевого развития детей на конец года;Оформление результата проекта в виде презентации. Формы реализации проекта Создание творческих работ детей;Заучивание песен, потешек, поговорок;Мини-праздник. Результаты реализации проекта Словарь детей обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.Дети овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками.Сформировалось положительное отношение к режимным моментам, интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.У родителей повысился общий культурный уровень.