Художественная культура России во второй половине XIX века(8 класс)
Художественная культура России во второй половине XIX века.Выполнила:Трубникова Галина Юрьевна
Литература.«Литература у народа, не имеющего политической свободы, - писал А.И Герцен, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»
ppt_xppt_y
Основным худ. направлением второй половины XIX века стал критический реализм.Михаил Евграфович Салтыков – ЩедринФёдор Михайлович ДостоевскийЛев Николаевич ТолстойАнтон Павлович ЧеховИван Сергеевич ТургеневНиколай Алексеевич Некрасов
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин Особенно сильно критический реализм проявился в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. В его произведениях все человеческие пороки доведены до предела.
Фёдор Михайлович ДостоевскийВ произведенияхФ.М. Достоевскогопоказаны унижение,бесправие и трагедия,«маленькой личности».Писатель используя психологический анализпоказывает, как подавление личностидоводит её допреступление, но егосимпатии на сторонебесконечно добрыхлюдей, а не бунтарей.
Лев Николаевич Толстой В творчестве Л.Н. Толстого выносится беспощадный приговор морали, ценностям и устоям существующего общества, раскрываются сложнейшие психологические нюансы человеческой души.
Антон Павлович Чехов А.П. Чехов стремится показывать человека таким, каков он есть, не приукрашивая, не прибегая к попыткам разжалобить и растрогать читателя: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».
Иван Сергеевич Тургенев В романах И.С. Тургенева предпринята попытка показать обобщенный портрет «героя нашего времени». Симпатизируя революционерам автор, опасается, что разрушение старого общества становится для них самоцелью.
Николай Алексеевич Некрасов Н.А. Некрасов ставший одним из духовных вождей молодежи раскрыл в своем творчестве тему народной жизни.
Живопись.Василий Григорьевич ПеровИван Николаевич КрамскойИлья Ефимович РепинВасилий Иванович СуриковВиктор Михайлович ВаснецовИван Иванович ШишкинАрхип Иванович КуинджиВасилий Васильевич Верещагин
Василий Григорьевич Перов В.Г. Перов сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной ему жизни.«Сельский крестный ход на Пасхе»
Иван Николаевич КрамскойИ.Н. Крамской вошёлв историю русскойживописи преждевсего как выдающийсяпортретист.«Неизвестная»
Илья Ефимович РепинИ.Е. Репин обладал и несомненным даром портретиста. Он также оставил нам образы писателей, композиторов, актёров.«Царевна Софья»
Василий Иванович СуриковПолотна В.И. Сурикова – это художественно созданная история, главным героям который является русский народ.«Покорение Сибири Ермаком»
Виктор Михайлович ВаснецовЕго картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и философскими размышлениями об исторической судьбе русского народа-богатыря.«Алёнушка»
Иван Иванович Шишкин Картины И.И. Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу.«Рожь»
Архип Иванович КуинджиОсобое место в пейзаже занимает А.И. Куинджи, который был мастером поразительных световых эффектов.«Берёзовая роща»
Василий Васильевич Верещагин "Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее". «На Шипке все спокойно»
Скульптура.Александр Михайлович ОпекушинМарк Матвеевич Антокольский Михаил Осипович Микешин«Иван Грозный»«Памятник А.С Пушкину»«Тысячелетие России»
Архитектура. В архитектуре на смену классицизму пришла эклектика. Архитекторы искали новые формы в сочетании элементов готики, ренессанса, барокко и других стилей. Широко распространяется так называемый «неорусский стиль»-здания украшаются шатрами, башенками, «узорочьем» и т.п.
Музыка. По инициативе М. Балакирева и М. Мусоргского возникла «Могучая кучка»:Милий Алексеевич БалакирёвМодест Петрович МусоргскийЦезарь Антонович КюиАлександр Порфирьевич БородинНиколай Андреевич Римский - Корсаков
Музыка. Пётр Ильич Чайковский Величайший вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства внес П.И. Чайковский. Его оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» и др. составляют гордость репертуара крупнейших театров во всем мире.П.И. Чайковский"Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро"
Музыка. Николай Григорьевич Рубинштейн Огромную роль в популяризации классической музыки сыграл Н.Г. Рубинштейн. По его инициативе были созданы: Московское отделение Русского музыкального общества, симфонический оркестр, Московская консерватория (1866 г.), нотное книжное издательство.А. Рубинштейн«Карнавал»
Театр. Огромную роль в культурной жизни того времени играл театр. Он был не только местом развлечений, но и местом, где высказывались различные общественные мнения, шли горячие философские школы.Ведущее место в развитии русского тетра сыграл Малый театр. Специально для него писал пьесы, а затем ставил их А.Н. Островский в Петербурге блистал Мариинский театр.
Худ. промыслы. «Богородские игрушки»«Богородская игрушка»Появление крупной промышленности привело к исчезновению мелкого ремесленного производства и к превращению народных промыслов в отрасль искусства. В Троице-Сергиевом Посаде были изготовлены символы России-матрешки и открыт промысел по производству Богородских игрушек из липы.
В селе Дымково близ Вятки изготавливали глиняные игрушки-свистульки в виде людей, животных, птиц.«Петушок. Дымковская игрушка»Худ. промыслы. «Дымковские игрушки»
Особое место среди народных промыслов занимает хохломская роспись. По преданию она появилась благодаря старцу-раскольнику, который прячась в монастыре начал промысел, а затем передал его секреты спасшим его мужикам.«Хохломская роспись»Худ. промыслы. «Хохломская роспись»
ИТОГИ: В художественной культуре второй половины XIX века отчётливо прослеживаются несколько направлений. Культура становится всё более демократичной и всё более критической по отношению к существующим порядкам. Источником вдохновения мастеров культуры всё в большей степени становятся народное творчество и традиции. В то же время искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!