Презентация по истории Культура России в первой половине ХIХ века. Художественная культура
Культура России в первой половине xIx века.Художественная культура.
Тема : Художественная культура.План урока: 1. Основные достижения русской литературы.2. Театр и музыка.3. Зодчество и изобразительное искусство.4. Быт и обычаи.Уметь:- Формировать целостное представление о прогрессивном развитии культуры России, о выдающихся деятелях русской культуры, о выдающихся и характерных достижениях культуры XIX века;- Определять роль культуры в процессе общественно - исторического развития страны.Домашнее задание № 17, 18 (изучается самостоятельно);написать эссе «Мне нравится это произведение» по теме урока.
Литература.В литературе начала XIX века господствовал романтизм, который был порождён глубокой неудовлетворённостью передовой части общества российской действительностью. В 40 – 50-е гг. XIX века в русской литературе утверждается реализм.
Портрет В. А. ЖуковскогоП. Ф. Соколов, 1820-е гг.Портрет К.Ф. Рылеева. Миниатюра неизвестного художника. I пол. ХIХ в.Становление романтизма связано, прежде всего, с поэзией В.А. Жуковского (баллады «Людмила», «Светлана» и др.Ярким представителем гражданского романтизма был поэт К.Ф. Рылеев (поэма «Войнаровский» и др.)
Романтическое направление проявилось в прозе, в частности, в исторических романах М.Н. Загоскина («Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Аскольдова могила» и др.).
К романтикам относились А. Кольцов, Д. Давыдов, А. Одоевский, В. Кюхельбекер.
Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского.Михаил Лермонтов, портрет работы П. Заболотского.Раннее творчество Александра Пушкина также связано с романтизмом (поэмы «Цыгане», «Руслан и Людмила», сказки).Михаил Лермонтов в своём раннем творчестве тоже романтик (поэма «Мцыри», драма «Маскарад» и др.).
„Портрет писателя Н. В. Гоголя“, начало 1840-х. Фёдор МоллерК. Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839.В 40 – 50-е гг. в русской литературе утверждается реализм. Здесь можно отметить русского баснописца И.А. Крылова и начало «гоголевского периода» русской литературы.
Картина М. А. Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким»Е. П. Самокиш-Судковская. «Татьяна».Александр Пушкин в своём зрелом творчестве – реалист. Пушкинская традиция была продолжена М.Ю. Лермонтовым. Его «Герой нашего времени» открыл серию русского классического романа.
Реалистическую школу Н.В. Гоголя продолжили М.Е. Салтыков – Щедрин, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Д.В. Григорович и др.Группа писателей журнала "Современник": И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.
Театр. Музыка.В первой половине XIX века продолжала своё развитие русская национальная музыкальная школа и театр.В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В 40-е гг. на смену романтической школе приходит реалистическое направление.В русской музыке этого периода просматриваются идеи романтизма.
В 20 – 30 гг. развивалось творчество знаменитых русских композиторов А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Н. Верстовского.Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига. Исполняет Антонина Нежданова.
Центральное место в музыкальном искусстве принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке (1804 — 1857), основоположнику национальной композиторской школы. Наиболее яркими произведениями являются оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», увертюра «Камаринская», вокальное произведение «Патриотическая песня».И. Е. Репин. М. И. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы».Фрагмент из оперы "Руслан и Людмила".
Александр Сергеевич Даргомыжский — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие отечественного музыкального искусства XIX века. Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений. Его главное произведение – опера «Русалка».Портрет работы К. Е. Маковского (1869)
Основоположниками реализма на русской сцене стали М.С Щепкин и А.Е. Мартынов. Михаил Щепкин – великий актёр московского Малого театра, подлинный реформатор русского актёрского искусства. Он первым предложил подчинить весь спектакль единой идее. Александр Мартынов - ведущий драматический актер Александрийского театра. Играл в пьесах Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.Н. Островского «маленького человека» своего времени.
Классическими произведениями драматургии стали «Ревизор» Н.В. Гоголя и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.Самым первым исполнителем роли Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова) - Василий Андреевич Каратыгин, знаменитый российский актёр Александринского театра, трагик. Характерные черты его актёрского стиля — приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность поз. Был знаком с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.
Большой театр. Рисунок XIX векаАлександринский театр в Санкт-Петербурге. Цветная фотолитоография XIX в.Дом купца Варгина,где открылся Малый театр в 1824 году
Живопись. Скульптура.В изобразительном искусстве господствовала академическая живопись. Одновременно зарождается и критический реализм.
Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852) — великий русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. В одной из самых масштабных своих работ – «Последний день Помпеи» – он впервые в качестве героя представил народ.Автопортрет. 1848.«Последний день Помпеи» (1827—33)
Орест Адамович Кипренский (1782 -1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.Автопортрет, 1828Портрет Е.Д. ДавыдоваПортрет Д.Н. Хвостовой
Василий Андреевич Тропинин — выдающийся русский живописец, он прошел путь от крепостного мальчика, которого хозяева использовали в дворовых работах, до крупнейшего портретиста, по сути создавшего московскую летопись первой половины XIX века в лицах «Автопортрете на фоне Кремля»,1846«Кружевница», 1823«Золотошвейка», 1826
Александр Андреевич Иванов — русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».Портрет А. А. Иванова работы С. П. Постникова
Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В его работах мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.Свежий кавалер, 1848Сватовство майора, 1848
Захарка.ЖнецыРождение популярного в веке бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова — мастера жанровых сцен из крестьянской жизни, основатель так называемой венециановской школы. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи.Автопортрет.
Широкое признание получил художник-маринист, баталист, Иван Константинович Айвазовский.Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841).Девятый вал,1850
В скульптуре первой половины XIX века плодотворно работали скульпторы И.П. Мартос и М.К. Клодт.Иван Петрович Мартос — российский и украинский скульптор-монументалист. Чрезвычайным событием в русском искусстве было открытие в 1818 г. в Москве на Красной площади памятника Минину и Пожарскому. Над его созданием Мартос трудился более десяти лет. П.О. Росси. Портрет Мартоса
Пётр Карлович Клодт — русский скульптор, автор знаменитых скульптурных композиций на Аничковом мосту в Санкт – Петербурге, изображавших четыре разных стадии покорения коня. Портрет Клодта в последние годы жизниИ. И. Шарлемань. Вид с Аничкова моста
Архитектура.Русские архитекторы, обогащая общеевропейский стиль самобытными оригинальными чертами, создают так называемый ампир.
Андреян Дмитриевич Захаров (1761 -1811) — русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.Портрет работы С. С. Щукина.Здание Главного Адмиралтейства
Гравюра В. А. Боброва с живописного оригинала начала XIX века.Андрей Никифорович Воронихин — архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Карл Иванович Росси — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.Б. Ш. Митуар. Портрет К. И. Росси. 1820-е гг.Санкт-Петербург. Арка Главного штаба
Архитектор Осип Бове. Рисунок начала 19 векаОсип (Джузеппе) Иванович Бове — российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Под началом Бове в центре Москвы была проведена реконструкция Красной площади, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж, создана Театральная площадь с Большим театром. Творил преимущественно в стиле классицизма.Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 г. Рисунок Ф. Бенуа
Таким образом, первая половина XIX века – это действительно начало золотого века русской культуры.