Презентация по дисциплине русский язык на тему Выразительные возможности русского синтаксиса, (11 класс)
ГБОУ СПО «Губернаторский аграрный колледж»Домашнее задание по дисциплине «Русский язык и культура речи»на тему: «Выразительные возможности русского синтаксиса»Подготовил:студент гр.41 М Потапов ЕвгенийПреподаватель:Кузьменко Т.И.Детчино, 2014
Выразительные возможности русского синтаксиса огромны. Образованный человек использует в своей речи разнообразные синтаксические конструкции, отбирает из возможных вариантов тот, который наиболее уместен в данной ситуации для передачи необходимой информации. В разговорной речи мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами).Реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные). Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. К средствам речевой выразительности синтаксиса относят: риторический вопрос, восклицание, обращение, анафора, эпифора, инверсия, градация, антитеза, оксюморон, многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, синтаксический параллелизм.
Синтаксические средства выразительностиАНАФОРА/ЭПИФОРАИНВЕРСИЯПАРЦЕЛЛЯЦИЯГРАДАЦИЯАНТИТЕЗАОКСЮМОРОНРИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, ВОСКЛИЦАНИЕ, ОБРАЩЕНИЕРЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (С СОЮЗАМИ И БЕЗ СОЮЗОВ
Куда ты мчишься, гордый конь,И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин) Какое лето, что за лето! Да это лето просто колдовство. (Ф.И. Тютчев) Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неразделим и вечен. (А.С. Пушкин) Широко используются в произведениях художественной литературы, в публицистических текстах риторические фигуры, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Наиболее распространенными риторическими фигурами являются риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение.
Анафора (разновидность повтора). Греч. anaphora – «вынесение вверх» - повторение слов или выражений в начале синтаксических периодов.У меня сегодня много дела:Надо память до конца убить,Надо, чтоб душа окаменела,Надо снова научиться жить. (А.А. Ахматова) У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех.
Эпифора (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце синтаксических периодов.…делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу (Н. Добролюбов). Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.Метель лепила на стеклеКружки и стрелы. Свеча горела на столе,Свеча горела. (Б. Пастернак)
Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – это нарушение прямого порядка слов. И долго милой Мариулы я имя нежное твердил. (А.С.Пушкин) Я памятник воздвиг себе нерукотворный. (А.С.Пушкин)Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – это такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего.Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А. Куприн)
Антитеза (греч. antithesis – «противопоставление») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении слов, образов, персонажей, элементов. Ты и убогая,Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная,Матушка-Русь! (Н.А.Некрасов)Оксюморон (греч. oxymoron – «остроумно-глупое») – фигура, вкоторой соединяются обычно несовместимые понятия.Пышное природы увяданье.Тишина шумит.Живой труп.В первый раз я от месяца греюсь,В первый раз от прохлады согрет… (С.Есенин)
Многосоюзие – это намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи.И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин)Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В.Гоголь) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер…да я! (А.С.Пушкин)
Бессоюзие – это пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию.Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет.Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов) Мторин был тогда молод, крепок, сизо-красен, с чисто выбритым подбородком, с рыжими бачками, срезанными до половины. (И.Бунин)
Парцелляция (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным. Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. (Д. Гранин)
Синтаксический параллелизмодинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи.Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)Чтобы узнать цену года, спроси студента, который провалился на экзамене. Чтобы узнать цену месяца, спроси мать, родившую преждевременно. Чтобы узнать цену недели, спроси редактора еженедельника. Чтобы узнать цену часа, спроси влюбленного, ждущего свою возлюбленную. Чтобы узнать цену минуты, спроси опоздавшего на поезд. Чтобы узнать цену секунду, спроси того, кто потерял близкого человека в автомобильной катастрофе. Чтобы узнать цену одной тысячной секунды, спроси серебряного медалиста Олимпийских игр.
Литература:Меркин Г.С. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. – Пособие для учителя. - М.: «Русское слово», 2008. – 206 с.http://fb.ru/article/45032/sintaksicheskiy-parallelizm