Программа курса по внеурочной деятельности Основы исследовательской деятельности
Аттестационная работаСлушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Елкина Лариса Петровна МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана На тему:Программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности»
характеристика образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана - самая большая школа республики Хакасия, в которой обучается 1876 учащихся. С 2012 года наше образовательное учреждение является «Ассоциированной школой ЮНЕСКО». Школа принимает активное участие в конкурсах различного уровня. На протяжении 5 лет занимает лидирующие позиции в городе по участию в НОУ. Школа № 25 - лауреат конкурса «100 лучших школ России» в рамках Всероссийского образовательного форума «Школа Будущего»-2014; лауреат Всероссийского конкурса «Веб-лидер 2015»;победитель Всероссийского конкурса «Школа - территория здоровья» – 2014 и «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ - 2016». В 2015 году вошла в рейтинг 200 ведущих школ России по поступлению выпускников в ведущие ВУЗы страны.
Компоненты образовательной среды МБОУ «СОШ № 25»Профильные классыЭлективные курсыИсследовательские урокиОбразовательные экскурсии и экспедицииНаучно-практические конференцииВнеурочная деятельностьМассовые интеллектуальные мероприятияКлубыВыполнение индивидуальных проектов
Характеристика курса «Основы исследовательской деятельности» С 1 по 7 классы в МБОУ «СОШ № 25» реализуется работа по ФГОС. Программа внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» предназначена для учащихся 7 - 8 классов и осваивается в течении учебного года по 3 ч. в неделю в группах не более 15 человек. Программа составлена таким образом, чтобы учащиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации научно-исследовательской работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести навыки сбора и обработки фактического материала, проведения исследования и овладеть навыками публичного выступления.
Структура программы курса «Основы исследовательской деятельности» 1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели с учетом специфики курса;2. Общая характеристика курса ;3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса;4. Содержание курса;5. Тематическое и календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса;7. Литература; 8. Электронные ресурсы.
Актуальность курса К сожалению, современная ситуация такова, что хорошо написанный реферат часто выдается учащимися за исследовательскую работу. Господствующая в школах тенденция по подготовке докладов для занятий способствует приобретению учащимися навыков в виде реферативной работы и подбора материала по заданной теме. Актуальность программы данного курса обусловлена ее методологической и практической значимостью, а также необходимостью приобретения учащимися опыта, именно научно-исследовательской деятельности. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, колледжах, техникумах и университетах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Цели курса Основная цель курса «Основы исследовательской деятельности» - способствовать овладению учащимися исследовательской компетенции, формирование навыков написания научно-исследовательских работ, а также формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Задачи курса Для достижения поставленной цели программой курса предусмотрены следующие задачи: Овладение основами организации научно-исследовательской работы;Обучить планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели);Ознакомить с различными методами проведения исследований;Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать, уметь работать с научной литературой, с фактическими материалами, с архивными источниками);Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление);Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);Развитие ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков;Развитие личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;Формирование у учащихся культуры публичного выступления.
Формы и методы работыПрограмма данного курса по выбору является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной; по времени реализации – краткосрочной. На занятиях предусмотрен уход от классно - урочной формы. Предусмотрено применения активных и интерактивных методов обучения. Учащиеся в первом полугодии работают в основном в группах, часто применяется метод «мозгового штурма».Во втором полугодии учащиеся работают в парах или индивидуально над собственными темами исследования.
Тематическое содержание курсаВводное занятие, что такое исследовательская деятельностьТребования к написанию исследовательской работы Работа над введением Тема исследованияАктуальность и новизна Обзор литературы по теме исследования Объект, предмет исследования Выдвижение гипотезы исследованияПостановка цели, определение задач Методология научных исследований Работа над содержанием исследовательской работыПодбор и обзор научной литературы по теме работы Анализ проблемной ситуации Анализ научной литературы
Тематическое содержание курсаСпецифика реализации научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплинПодготовка к проведению исследования, применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п. Проведение собственного исследования, применение диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п.Обработка и проверка полученных данных и результатов. Работа над общими выводами и заключением Оформление списка литературыИндивидуальное консультированиеРазработка презентации и построения защиты работыЗащита работ на уроках по учебным предметам близких к теме исследованияПодготовка к участию в научно-практической конференции .
Алгоритм выполнения исследования для учащегося Изучение теоретического материала;Выделение проблемы, постановка цели и задач исследования;Формулировка рабочей гипотезы;Освоение методики исследования;Сбор и обработка собранного материала;Обобщение, анализ и выводы;Представление и защита исследовательской работы.
Результат для учащихсяОвладеть основными методологическими особенностями научно-исследовательской деятельности;Знать историю развития исследовательских методов в отечественном и зарубежном образовании; Знать нормативную базу исследовательской деятельности;Уметь использовать информационные ресурсы, поддерживающие исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);Уметь разрабатывать собственную модель организации научного исследования, учитывающую особенности объекта изучения;Формулировать темы научных исследований и определять их ценность для науки, учащихся и педагогов; Планировать и проводить исследование; Представлять результаты своего труда на конференциях.
Итоги и перспективы развития Всеми учащимися, проходившими данный курс были написаны исследовательские работы по разным учебным предметам (биологии, географии, музыке, математике, физике и др.). Более 80% работ было представлено на муниципальной научно-практической конференции города Абакана «Юность науки» ,60% участвовали в НПК «Первые шаги в науку», около 75% работ участвовали в республиканских «Катановских чтениях» и «Кызласовских чтениях», проводимых Хакасским государственным университетом. По результатам работ курса «Основы исследовательской деятельности» учащиеся завоевали много призовых мест в данных конференциях.
Итоги и перспективы развития В дальнейшем на базе данных обучающихся планируется апробировать курс «Основы проектной деятельности», результатом которого станут социальные проекты для нашего города.