Урок — литературный ринг на тему По страницам любимых книг (6 класс)


Урок - литературный рингпо теме «По страницам любимых книг... »6 класс 6 классПодготовила: Мифтахова С.Т., учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №1» г. Нижневартовск Образовательная:закрепить и систематизировать знания по творчеству А.С. Пушкина: сказки, лирика, проза; повторить зарубежную и советскую литературу (А. Дюма, Г. Уэлс, А. Грин); Воспитательная:способствовать восприятию взаимоуважения, толерантностиРазвивающая:развивать логическое мышление, творческое восприятие словаЦели урока: Состязание состоит из трех раундов ;игра командная;финал определяет только одного победителя;за каждый правильный ответ команда или участник полу­чает балл;при затруднении либо неверном ответе команда / участ­ник теряет свое право отвечать; вопрос может быть задан либо другой команде, либо зрителям; если зрители отвечали на дополнительные вопросы, то мож­но провести для них дополнительный раундПравила литературного ринга Вопросы о поэзии, посвящённые лирике А. С. Пушкина1-й раунд Князь Гвидон Шамаханская царица Царевич Елисей Балда Золотая рыбка МедведихаЗадание 1. Я называю героев сказок А.С. Пушкина. Ваша за­дача - указать название сказки, в которой они встречаются. (За­дание по принципу: кто быстрее ответит.) 1)Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. 2)Ах вы детушки, медвежатушки, Перестаньте играть, валятися, Боротися, кувыркатися. 3) Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала я полотна. 4)Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна. 5)Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее... Задание 2. А теперь проверим, знаете ли вы, как говорят герои пушкинских сказок: по репликам вы должны определить, какому герою принадлежат слова. 7) Царь ты наш! отец народа!.. Государь! проснись! беда! 8)Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу.9) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?Опечалился чему? 10) ) Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого,Кроме бога одного6) Свет ты мой,...Я царевны не видало.Знать ее в живых уж нет. Карточка № 1 Карточка № 2бури! сырой.лазури. молодой.тень, крылом,день. окном…Задание 3. А сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете стихотворения А.С. Пушкина. Каждая команда в течение 1 мин по рифмованным словам восстановить стихотворение А.С. Пушкина.Дополнительное задание: определить тип рифмы и способы рифмовки. Например:Однажды рано утром Медведь пошел гулять, На озере, за прудом,Лягушек погонять.Задание 4. А это задание самое сложное! Теперь вы будете выступать в роли поэтов. У команд одинаковое задание: сочинить стихотворение, в котором обязательно должны быть слова «медведь», «озеро», «гулять». Рифму подбираете сами. На это вам дается 3 мин. Восточный железный кувшинВот к пальмам подходит, шумя, караван:В тени их весёлый раскинулся стан.Кувшины звуча налилися водою,И, гордо кивая махровой главою,Приветствуют пальмы нежданных гостей,И щедро поит их студёный ручейЗадание 5.«Мир литературных вещей Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых телОсколок ядра «Хрустальный свод ранит мне тело, - говорит Геракл. – Подержи его немного, я только возьму мягкую подушку, чтоб положить её на плечи»Подушка Итоги первого раунда. Знакомство с книжной выставкой Детективный, посвящённый детективам2-й раунд 1)«По происхождению грек», «по происхождению болгарин»; «появился в начале учебного года», «знаком нам с давних времён»; лицо его «выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты», «лицо его всегда хмурое и неприветливое»; «большеголовый», «с маленькой головой»; «маленького роста», «высокого роста»; «аккуратно одетый», «неопрятный»; «тщательно выбритый», «с большой волнистой бородой». 2)«Голос мелкий, легкий», «голос был зычный и немного грубоватый»; «аккуратная, умная, но ее неправильное лицо не придавало ей особой живости и красоты», «аккуратная, умная, красивая»; «лет ей было далеко за тридцать пять, хотя выглядела значительно моложе», «лет двадцать пять или около того»; «чёрные, коротко остриженные волосы», «длинные белокурые волосы плавно ниспадали ей на плечи»; «не было видно в ее лице жестокости», «в лице ее не было жестокости, но что-то пугало и настораживало меня». Задание 1. Итак, сейчас вы будете сыщиками. При помощи методов анализа и синтеза вам надо будет назвать автора, произведение, а также определить героя и дать ему правильную характеристику. Вопросы для первой командыАвтор рассказа «Лошадиная фамилия». Кто автор стихотворения «Ель рукавом мне тропинку заве­сила...»? Лидия Михайловна преподавала... Восстановите последнее слово в строке стихотворения.Из –за утёса, Как из –за угла, Почти в упор ударили в….5)Главные герои детективных рассказов А. Конан Дойля. 6)Где встретились герои чеховского рассказа «Толстый и тон­кий»? 7)«Путешествие Тора в Утгард» — это... 8)Кто собирал древнегреческие мифы? 9)Назовите первый подвиг Геракла. 10) Как звали главную героиню А. Грина «Алые паруса»? Задание 2. Задание на память, сообразительность и быстроту реакции, т. к. именно такими качествами должен обладать настоящий сыщик. Каждой команде в течение 1 мин будут задаваться вопросы. Ваша задача — дать как можно больше правильных от­ветов. Итак, начинаем. 1)Кто автор рассказа «Толстый и тонкий»? 2)Кто написал стихотворение «Покормите птиц»? 3)Харлампий Диогенович по профессии был...4)Восстановите последнее слово в строке стихотворения.Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась...5)Старушка, любительница разгадывать детективные загадки, героиня А. Кристи. 6)Назовите фамилию врача из рассказа А.П. Чехова «Лоша­диная фамилия». 7)Кто такой Геракл? 8)Кто является автором «Повести временных лет»? 9)Назовите четвертый подвиг Геракла.10)Как звали главного героя А. Грина «Алые паруса»? Вопросы для второй команды Примеры скороговорокВез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы две недели карамель на мели ели.Все бобры для своих бобрят добры.Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.Испугались медвежонка еж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.Шесть мышат в камышах шуршат.В живом уголке жили ежи да ужи.А сейчас небольшая пауза. Команды вытягивают скороговор­ки. Ваша задача — как можно быстрее и чище прочитать скоро­говорку. Бессловесный3-й раунд Литературные героиД'Артаньян и три мушкетера;Шерлок Холмс и доктор Ватсон;Ассоль и капитан Грэй;Старик и старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пуш­кина.Команды вытягивают листоч­ки, на которых записаны литературные герои (количество героев для каждой команды выбирает учитель). Задача команд без слов (пантомимой) показать яркие черты этого героя противополож­ной команде. Выигрывает та команда, героя которой угадают за наименьшее время. Награждение победителейПодведение итогов