Презентация к интегрированному уроку история и литература: Художественная культура России второй половины XVIII века
Художественная культура России II половины XVIII века Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.РадищевСловесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин Особенности развития художественной культуры: Синтез национального своеобразия и европейских тенденций;Повышенный интерес к литературе;Развитие русского театра;Развитие коллекционирования картин, фарфора, книг;Расцвет живописи, архитектуры, скульптуры. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры. Понятие о классицизме Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков.Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм. Жанры Высокие Средние Низкие трагедияодаэпопея трагедияодаэпопея комедиябаснясатира Принцип «трёх единств» Время – 1 день Действие – 1 конфликт Место – 1 дом Национальные особенности русского классицизма Повышенный интерес к историческому прошлому своей страны.Интерес к фольклору.Развитие сатирического направления.Перенесение акцента с идей абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма. Феофан Прокопович (1681-1736) Церковный и политический деятель, писатель. В «Риторике» он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: «высокий», «средний», «низкий». Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768 ) Поэт В.К.Тредиаковский стал реформатором русского языка и стихосложения. Она была построена на акцентной системе русского языка. Для коротких стихов он сохранил силлабику. Силлаботорическую систему стиха он предложил в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Его реформа была завершена М.В. Ломоносовым. Антиох Кантемир (1708-1744) В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы этого русского поэта и просветителя. Не всё в поэзии Кантемира позволяет считать его поэтом классицизма. Но именно он поставил перед русской литературой задачу воспитания словом. Михаил Васильевич Ломоносов Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства. Ломоносов является одним из создателей современного русского языка. М. В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб . Основоположник русской торжественной и философской оды. Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода «украшений». Автор теории «трёх штилей». (1711-1765) Гавриил Романович Державин (1743-1816) Поэт, драматург, переводчик. Державин Г.Р. развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова. Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. Главным объектом его поэтики является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Основным жанром его произведений была ода. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти. Иван Андреевич Крылов (1768-1844) Русский писатель, баснописец, журналист,, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа". Сентиментали́зм - литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Основоположник русского сентиментализма, автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского". Архитектура Архитектурные стили II половины XVIII века БароккоОбилие колонн;Пышность убранства;Обилие лепных украшений. КлассицизмСтрогие колонны;Античные мотивы в убранстве;Сочетание белого, желтого и голубого цветов. Барокко – это направление в искусстве отличающееся торжественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков Самой крупной фигурой архитектуры барокко в России был В.В. Растрелли Екатерининский дворец Зимний дворец Известными представителями классицизма в архитектуре были:Василий Иванович Баженов, по проекту которого построен Дом Пашкова в Москве;Иван Егорович Старов, создавший Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Дом Пашкова в Москве Таврический дворец в Санкт-Петербурге Живопись Портретная живопись Бытовые темы Пейзажи Исторический жанр Портретная живопись А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова. Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой. Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763 Исторический жанр А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773 Пейзажи Махаев Михаил Иванович Бытовые темы И.П. Аргунова портрет крестьянки Скульптура Во второй половине XVIIIв. в скульптуре сформировались 2 направления светского жанра Ф. И. Шубин – создал галерею скульптурных портретов:полное сходство портрета с моделью;показаны индивидуальные черты и характер человека Основоположником традиций русской скульптуры был Федот Иванович Шубин Павел Екатерина Вторая Ломоносов «Медный всадник», созданный мастером Э. Фальконе и установленный на Сенатской площади в Санкт-Петербурге Русский театр Первый русский театр возник в Ярославле под руководством Федора Григорьевича Волкова, который затем, в 1761 году, возглавил театр в Петербурге.Кроме императорских театров были частные, в которых играли крепостные актеры.В театре графа Шереметева играла крепостная актриса Прасковья Ковалева-Жемчугова. Спасибо за внимание!