Презентация к видео — конференции Учимся писать сочинение — рассуждение на морально — этическую тему, ч. 15.3


Учимся писать сочинение –рассуждение на морально – этическую тему, ч. 15.3Автор: учитель русского языка и литературы МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области Субботина Л.В. Задачи урока1. Как написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему?2. Какова роль языковых единиц в тексте?3. Какие способы обработки информации используются при написании сочинения – рассуждения? Напишите сочинение – рассуждение на тему «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.Объем сочинения должен составлять не мене 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Композиция сочинения - рассуждения 1. Вступление (тезис и комментарий к нему)2. Аргументы: 1) из предложенного текста; 2) из жизненного опыта. 3. Вывод Способы толкования слова 1. Понятийный (например, сострадание - это жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой...).2. Синонимический (сострадание – жалость, милосердие, участие, сочувствие, гуманность). 3.Описательный (сострадание – особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему).  Комментарий- это объяснение, размышление, подводящее к основной мысли сочинения, т. е. к тезису. Сострадание – жалость, милосердие, участие, сочувствие, гуманность. Сострадание делает нашу жизнь светлее и радостнее. Оно способно изменить человека, его отношение к окружающему миру. В современном мире, где мы часто сталкиваемся с проявлением жестокости и насилия, сострадание играет большую роль. Радует, что есть люди, способные на милосердие. (1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (З)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. 7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)Знала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в "свой домик, чистенький и уютный. (14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:(15)Вон твоя комнатушка.(16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (17)Каким златом-серебром?(18)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (19)Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его. (23)Почему? — удивилсяАлексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.(25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?(По А. Лиханову)** Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера. \ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ Прекрасным подтверждением этой мысли является текст (автор)…В данном тексте есть яркий пример, подтверждающий мою мысль… Обратясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть… Первый аргумент Прекрасным подтверждением этой мысли является текст А. Лиханова, в котором рассказывается о простой вахтерше тете Груне, приходившей после дежурства в палату к раненым и помогавшей им. Делает она это без всякого расчёта, руководствуясь лишь желанием облегчить боль солдат, поддержать их.На вопрос Алексея Пряхина, как он с ней рассчитываться станет, отвечает: - Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь мир бы в магазин превратили. Тётя Груня понимает, что в тяжёлые времена людям, как никогда, нужна бескорыстная поддержка, сочувствие, сопереживание. Не всякий об этом попросит, но помогать ближнему – нравственный долг человека: «…разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе?».Женщина осознаёт и то, что добро, за которое ожидают плату, «изничтожится». «Потому как добро без корысти», - говорит тётя Груня Алексею.Таким образом, в нехитрых словах неграмотной старушки заключён глубокий смысл. Мир, действительно, окажется не более чем «магазином», если добрые поступки перестанут совершаться бескорыстно. Подлинное добро не требует платы, не ждёт благодарности, именно в этом и состоит его сущность. Что такое жизненный опыт?Это ваша жизненная история или история, произошедшая с вашим другом, родственникомПрочитанная книга или просмотренный фильмКакие – то исторические сведенияРечевые клише- с примером проявления (понятие) нам довольно часто приходилось сталкиваться в жизни;- подобный пример можно встретить в жизни;- еще один пример проявления (понятие) можно привести из произведения (автор, название); ВЫВОД В заключении мы подводим итог, обобщаем сказанное)Обратите внимание: - вывод должен быть логически связан со вступлением, аргументами;- задайте себе вопрос: Что из этого следует? - речевые клише: таким образом, итак…- максимум два предложения. ВЫВОД Таким образом, сострадание – это готовность без раздумий оказать помощь ближнему. 1. Вступление Сострадание – это жалость, милосердие, участие, сочувствие, гуманность. Сострадание делает нашу жизнь светлее и радостнее. Оно способно изменить человека, его отношение к окружающему миру. В современном мире, где мы часто сталкиваемся с проявлением жестокости и насилия, сострадание играет большую роль. Радует, что есть люди, способные на милосердие. - 2. Основная частьАргумент 1. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст А. Лиханова, в котором рассказывается о простой вахтерше тете Груне, приходившей после дежурства в палату к раненым и помогавшей им. Делает она это без всякого расчёта, руководствуясь лишь желанием облегчить боль солдат, поддержать их.На вопрос Алексея Пряхина, как он с ней рассчитываться станет, отвечает: - Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь мир бы в магазин превратили. Тётя Груня понимает, что в тяжёлые времена людям, как никогда, нужна бескорыстная поддержка, сочувствие, сопереживание. Не всякий об этом попросит, но помогать ближнему – нравственный долг человека: «…разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе?».Женщина осознаёт и то, что добро, за которое ожидают плату, «изничтожится». «Потому как добро без корысти», - говорит тётя Груня Алексею. Таким образом, в нехитрых словах неграмотной старушки заключён глубокий смысл. Мир, действительно, окажется не более чем «магазином», если добрые поступки перестанут совершаться бескорыстно. Подлинное добро не требует платы, не ждёт благодарности, именно в этом и состоит его сущность. Аргумент 2 В художественных произведениях можно найти немало примеров проявления сострадания по отношению к другим людям. Например, герой рассказа М. Шолохова Андрей Соколов, потерявший во время Великой Отечественной войны всю свою семью, не озлобился, не очерствел душой, а нашел в себе силы не только жить дальше, но и пригрел маленького мальчонку, Ванюшку, у которого погибли родители. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. 3. Вывод Таким образом, сострадание – это важное душевное качество, которое делает нас настоящими людьми.   1. Раскрыть значение слова, представленного в задании 15.3., и прокомментировать его.2. Привести 2 аргумента: один из прочитанного текста, второй – из жизненного опыта.3. Сделать вывод.4. Соблюдать объем сочинения (не менее 70 слов).5. Не забывать о соразмерности частей (вступление и заключение не должны превышать основную часть). Желаю вам удачи на экзамене!Спасибо за внимание!