Внеклассное мероприятие Памяти дважды героя Советского Союза Аметхана-Султана


Первый среди умеющих летать Презентацию выполнили Обучающиеся 10 классаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская школа- гимназия» Красногвардейского района Республики Крым Бариева Диана Айдыновна , Мухамедзянова Мадина Руслановна, Свинаренко Диана СергеевнаРуководительА.К.ШабановаДата создания: 03.11.2015 Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Алупке. Маленький Амет часто помогал отцу, но пришло время самому учиться ремеслу. Выбрал – Симферопольское паровозное депо. Еще дома, в Алупке, Амет однажды увидел в небе над морем летящий аэроплан и воскликнул: «Вот бы так же взлететь, подобно орлам, что кружат над вершиной Ай-Петри!» После окончания семилетки поступил в Симферопольское фабрично-заводское училище, совмещая учебу с занятиями в аэроклубе. Зарекомендовавший себя одним из наиболее настойчивых в учебе курсантов Султан свой первый самостоятельный полет провел блестяще. Позже его рекомендовали в Качинскую военную школу летчиков, куда он был зачислен 13 февраля 1939 года. Качинская школа – самое прославленное учебное заведение, созданное еще в дореволюционные годы, была главной по подготовке пилотов в России. Школа по тем временам имела хорошее оснащение. Султан учился с увлечением. Быстро осваивал теорию полетов, материальную часть самолетов И-16, тактику, навыки воздушной стрельбы. Всего с марта 1939 года он совершил 270 полетов. Для молодого летчика такая нагрузка была колоссальной. 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младший лейтенант, а другим приказом назначался 122-й истребительный авиационный полк Белорусского военного округа в Бобруйске. Прослужил 2 месяца и был переведен в 4-й истребительный авиаполк под Кишиневом. Утро 22 июня 1941 года Амет-Хан встретил за штурвалом истребителя И-16, «ишачка», как его величали войска. Первые, самые трудные дни войны, нужно было просто выстоять, отражая вероломные нападения врага, что было само по себе уже подвигом. Пройдя горестный путь потерь и отступлений до Ростова, полк, в котором служил Амет-Хан, был выведен в Ярославль на переформирование. Ранним утром 31 мая 1942 года прозвучал сигнал тревоги. К городу приближались немецкие бомбардировщики Ю-88. Им на встречу устремились два истребителя, но у ведомого отказал двигатель. И тогда Амет-Хан в одиночку ринулся на врага. Израсходовав весь боевой запас в атаке, он протаранил корпус вражеского Ю-88 левым крылом. При ударе крыло истребителя наглухо застряло в корпусе «Юнкерса» и юный летчик, выбравшись из кабины, прыгнул вниз с парашютом. Сбитый Амет-Ханом самолет противника оказался в диковинку для жителей города – они выставили его на главной площади и рядом повесили портрет Амет-Хана с надписью: «Вот кто сбил стервятника!». После этого случая Амет-Хан Султан стал легендой, снискав славу сильного и бесстрашного бойца. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина, а Ярославский ГКО наградил его именными серебрянными часами. С августа 1942 года Амет-Хан Султан в должности командира эскадрильи учавствовал в Сталинградской битве. Она стала переломным сражением в Великой Отечественной Войне. К славным победам Амет-Хана в небе над Сталинградом прибавилось еще 6 сбитых фашистских асов. А впереди был трудный путь к Победе. Сталинград – Днепр – Крым – Прибалтика – и везде во вржеском эфире звучала команда: «Achtung! Achtung! Im Himmel Schwarz Teufel! Внимание! Внимание! В небе Черный дьявол!» В феврале 1944 года А.Султану было присвоено воинское звание майор, а в апреле он получил новую высокую награду – Орден Александра Невского. В это время наш земляк воевал в крымском небе. 29 апреля 1945 года над Берлином Амет-Хан Султан сбил свой последний вражеский самолет, тем самым поставив точку над сбитыми летчиками 9-го гвардейского полка вражескими самолетами. Всего за время войны 603 боевых вылета, провел 152 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка гвардии майор Амет-Хан Султан награжден 26 июля 1945 года. Когда окончилась война, которую Амет-Хан прошел с первого дня и до последнего, ему было не полных 25 лет. Теперь, когда Крым освобожден от врага, Амет-Хан решил пригласить в гости к своим родителям весь свой полк. 12 мая 1944 года солнечным утром на двух грузовикаходнополчане приехали в Алупку. Радость переполняла Амет-Хана. Быстро пролетело время. Уезжали все очень довольные. Но радость встречи была оклеймена страшной вестью. Депортация. Амет-Хан тяжело переживал трагедию своего народа и своей семьи. До конца дней своих он был верным сыном своего народа. Он стремился помочь всем нуждающимся, поддержать в трудный час. Сам же после окончания войны попал под сокращение армии и оказался не у дел. Боевой летчик не мог найти себе место в мирной жизни. Год Амет-Хан работал в институте на подхвате, летал на связном самолете. Его час пробил, когда начались испытания первой советской крылатой ракеты КС-1. В начале 50-тых годов группа испытателей прибыла в Крым на аэродром Багерово с целью провести летные испытания ракеты совместно с авиационным комплексом, размещенным на самолете Ту-4. Каждый полет был сопряжен с высочайшим риском для жизни. Однажды двигатель ракеты не запустился и она вместе с Амет-Ханом на борту камнем устремилась к земле. Проявив неимоверные усилия, он запустил-таки двигатель и у самой земли вывел ценную машину из пике. За проведенные испытания крылатой ракеты КС-1 Амет-Хан Султан получил Государственную премию. Сама же ракета была установлена на постементе в поселке Октябрьское, где бывал Амет-Хан. После юбилея, который торжественно был отмечен в летно-испытательном институте, в городе Жуковский, что под Москвой. Амет-Хан собирался уйти в отставку; только хотел закончить программу испытания нового сверхмощного авиационного двигателя. 1 февраля 1970 года самолет Ту-16ЛЛ-01 надежный, проверенный годами взмыл в небо. Испытательный полет подходил к концу, когда произошла трагедия. Искали экипаж несколько суток. Нашли самолет на заснеженном берегу бобровой речушки.Амет-Хан по-прежнему крепко сжимал в руках штурвал самолета. Все говорило о том, что он боролся до последнего мгновения. 1 февраля 1971 года Амет-Хан погиб в небе, как и подобает орлам, вместе с экипажем, во время испытания мощного двигателя на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ. Прошло почти 45 лет, но истинная причина гибели экипажа еще не раскрыта. Его имя стало легендой, символом искусного полета и безграничной остроты ума. Амет_хан Султан был человеком воспитанным и остроумным, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках. Учил он и первых космонавтов. Космонавт И. Волк вспоминал: «Был Амет-Хан Султан добр, но требователен. Когда был доволен мной, называл Игорьком, когда злился, звал Волчонком». А в представлении к назначению Султана командиром звена отмечалось: «Товарищ Амет-Хан Султан в работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решения смел. Пользуется у однополчан большим авторитетом. Является мастером воздушной разведки. Одним из первых в полку провел воздушный бой с бомбардировщиком противника в сумерках…» Совсем недавно мы, для того чтобы узнать об этом великом человеке, поехали взять интервью у Ильяса Альчикова (он был лично знаком с Амет-Ханом Султаном). После этой встречи нам удалось более ярко представить себе Амет-Хана Султана. Внешние его данные мы знали по фотографиям, его жизненный путь по биографии, а вот с его манерой общения и чертами характера нас познакомил Илья Альчиков По его словам, Амет-Хан был человеком очень смелым и он был полностью посвящен своей работе. Когда Амет-Хан что-то рассказывал или объяснял, он всегда использовал язык жестов и был очень увлечен своим рассказом. Первое знакомство Ильяса Альчикова с Амет-Ханом Султаном произошло в 1966 году, в рабочей обстановке. Ильяс Альчиков увидел тогда перед собой человека небольшого роста, плотного телосложения, спокойного, внимательного, производящего впечатление степенного, выдержанного, уверенного в себе мужчину, с чувством собственного достоинства. Когда же речь заходила о работе, он полностю преображался: глаза загорались, руки стали жестикулировать, изображая положение самолета в пространстве; говорил он четко, конкретно и уверенно, со знанием дела. Позже они не раз еще встречались и беседовали, Ильяс Альчиков был у него дома, в Жуковском. Так же был на похоронах Аметх-Хана Султана. У многих людей разное мнение по поводу причины гибели Амет-Хана Султана. Ильяс Альчиков поделился с нами своим мнением. Он объяснил, что у каждой ракеты были надкрылки (механизм, благодаря которому летчик управлял ракетой). Это, бесспорно, очень важный механизм. Так вот, когда эксперты осмотрели ракету, они обнаружили, что один надкрылок отломан, это и было причиной того, что летчик потерял управление. А при осмотре надкрылка, эксперты обнаружили производственный брак в металле, из которого была сделана деталь. Вот по этой причине, по мнению Ильяса Альчикова, и погиб великий летчик-испытатель Амет-Хан Султан. Гибель Амет-Хана Султана отозвалась в сердцах всего авиационного мира невосполнимой утратой. Летчик испытатель Эдуард Елян сказал: «Второго такого испытателя ни я, никто другой не знаем». Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды, орденом «Знак почета» и 6 медалями. Имя Амет-Хана Султана носит площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Жуковском, Махачкале и горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работают музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале. Жить я буду жизнью не простоюИ не буду в ней искать покой!Город мой, грожусь твоей красою,И хочу, чтоб ты гордился мной! Отважный ас, талантливый испытатель, совершивший невероятные эксперементы, Амет-Хан Султан горячо любил свою Родину – Крым и писал трогательные стихи о своей любимой Алупке: В наше время мы глубоко чтим память о великом герое. Каждый год проходят встречи, дни памяти. Недавно в нашу школу приходил директор Музея Истории 943-го МРАП ВВС Черноморского флота поселка Октябрьского А. Гирник и рассказывал об Амет-Хане Султане. Это очень важно для воспитания подрастающего поколения, ведь мы должны знать своих героев. Людей, пожертвовавших своей жизнью ради мирного неба над нашими головами. Летчики не умирают. Они уходят от нас в небо и там сияют яркими звездами на небосклоне…