Доклад на районном семинаре Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы 26.02.2016 Кузьмина Э.В.


Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы МКОУ Кондинская СОШ, 2016 «Именно образование является тем ключевым фактором, который способствует осуществлению социальной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями»,- говорится в Концепции организации инклюзивного образования в ХМАО-Югре (от 20.05.2013) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МОиН РФ № 1598 от 19.12.2014 г.). Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ № 1599 от 19.12.2014 г.).  План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден министром образования и науки РФ 11.02.2014 г.).  СТАНДАРТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ К ПРАВООТНОШЕНИЯМ, ВОЗНИКШИМ С 1 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДАОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ЗАЧИСЛЕННЫХ ДО 1 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО НИМ ДО ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ Основные принципы инклюзивного образования: по отношению к ребенку с ОВЗ – баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи; по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – конструктивная социальная активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество; по отношению к педагогу – принятие и учет различий, индивидуального своеобразия обучающихся;создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в воспитательно-образовательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе; Этапы реализации проекта (2014 – 2017 г.г. Подготовительный (формирование НПБ, анализ условий, подготовка педагогов, проведение педсоветов, семинаров);Деятельностный (разработка и реализация АОП, мониторинг и анализ, разработка методических рекомендаций);Обобщающий (анализ результатов, презентация модели инклюзивного образования, тиражирование опыта) Необходимые условия для введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью Нормативно-правовое обеспечениеОрганизационно-методическое обеспечениеИнформационное обеспечениеМатериально-техническое обеспечениеКадровое обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Наличие положения о реализации инклюзивной практикиНаличие положения о ПМПкНаличие АОП Наличие плана мероприятий по созданию условий инклюзивного образования в соответствии с определенными категориями нарушений детей с ОВЗ Организационно-методическое обеспечение Наличие плана повышения квалификации педагогов, реализующих инклюзивную практикуНаличие соглашений о сотрудничестве с ресурсными центрами ХМАО-Югры Образовательные организации, которым присвоен статус Ресурсного центра КОУ «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» КОУ «Урайская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» КОУ «Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» Кадровое обеспечение Тема ФИО Сроки Курсы «Современные технологии обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта»(УрГПУ, г.Екатеринбург) 5 человек 9-19.01.2013 Семинар «Система коррекционной работы в школе для детей с ЗПР»(г.Урай) 7 человек Март 2014 Семинар «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях»(УрГПУ, г.Екатеринбург) 11 человек 29,30.01.2015 Курсы «Психолого-педагогические технологии организации инклюзивного образования детей с ОВЗ» (ИРО, г.Ханты-Мансийск) 28 человек 2-6.03.2015 Программно-методическое обеспечение программа коррекционной работы (часть АООП);адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП);адаптированная образовательная программа (АОП). По годам   2012-2013 годы 2013-2014 годы 2014-2015 годы 2015-2016 годы Всего детей с ОВЗ и детей- инвалидов 41 38 29 33 «Мир эмоций», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ» ПрограммаППС детей с ОВЗ Психологический блок «Здоровая школа» Предметно-образовательный блок Лечебно-оздоровительный блок Социальный блок Адаптированные образовательные программы Программы по внеурочной деятельности: «Скульптурный», «Умелые руки», «Стиль», «Трудовичок» Рабочие программы с приложениями Профориентационные программы «Школа выбора профессии», «На пороге взрослой жизни» Субъекты психолого-педагогического сопровождения Задачи психолого-педагогического сопровождения систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося; Уровни сопровождения ребенка Этапы сопровождения Уровни сопровождения ребенка Учебная деятельность Внеучебная деятельность Сетевое взаимодействие Первичная диагностика Учитель, классный руководитель Специалисты Специалисты соцзащиты и др. организаций Анализ проблем Специалисты Разработка индивидуального образовательного маршрута Учитель, специалисты сопровождения, родители Специалисты сопровождения, родители Специалисты сопровождения, родители Коррекционная работа Специалисты сопровождения Оценка эффективности Педагогический совет ПМПк ПМПК Алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка Первичная диагностика. ПМПк. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Разработка адаптированной образовательной программы. Реализация индивидуального образовательного маршрута. Динамическая диагностика. Оценка результатов определенного этапа сопровождения. Коррекционная направленность урока постановка коррекционно-развивающей цели урока (развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, коррекция нарушений);применение специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.;исправление и компенсация имеющихся недостатков специальными педагогическими приемами: - многократное повторение (закрепление) материала - использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания, памяток); - применение наглядного материала (с соблюдением требований); - дифференцированное закрепление нового материала; - разноуровневое домашнее задание; - разнообразные игровые приемы и методы, повышающие учебную мотивацию и др. 2011-2013 уч. 2012-2013 уч. 2013-2014 уч. 2014-2015 уч Всего выпускников с ОВЗ 2 3 10 2 Учатся в колледже по программе НПО, всего 1 2 3 - Учатся в колледже по программе СПО, всего 1 1 3 2 Учатся в 10 классе - - 4 - Специальность Медсестра,слесарь Продавец, автомеханик,водитель ТехнологОператор ЭВМПовар-кондитерПарикмахер Слесарь Архивное дело адаптированная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.