Описание внешности человека. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя). 
Палка, палка, огуречик -вот и вышел человечек!                              Описание внешности человека.            Урок русского языка.              Развитие речи,7 класс.                      Учитель МОУ СОШ № 24 Савинова О.В. Итог нашей работы на уроке - это домашнее  сочинение. Сформулируем тему:               описание внешности человека.Назовём основную мысль:               показать самое необычное в герое работы.Определим жанр (близок типу речи) и стиль:               описание, с элементами повествования и рассуждения; может быть деловым, научным  и художественным.   Итак, цель урока: подготовиться  к домашнему сочинению – художественному описанию индивидуальных манер человека;изображение должно быть объёмным  (внешние и внутренние характеристики);общий настрой пусть соответствует фону презентации – содружество. Что может изображаться ? План. 1. Вступление ( о ком рассказываем и почему).2. Описание лица :             а) глаза;             б) нос;             в) рот;             г) щеки;             д) уши;             е) волосы;             ж) лоб. 3. Описание фигуры:         а) осанка, рост;         б) руки.4. Одежда.5. Заключение. ( Общее впечатление ,своё отношение к герою работы).(Пункты плана могут варьироваться) Как в литературном произведении называется описание внешности человека?                                                                                         Изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды –                  это портрет.(Упражнение 76, страница 35. Русский язык : учеб. Для 7 классов общеобразоват. учреждений/                              М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.)                                  Словарная работа. «Это был мальчик лет десяти ,больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке ,руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.»( Портрет Валека из повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» )Задание: выпишите слова о фигуре, волосах, глазах, одежде.  Элементы внешней характеристики: Цвет глаз, волос, одежда.                    Что мы узнали о жизни мальчика?Он беден, детство его несчастливое, скорее всего нет материнского ухода.                     Каков внутренний мир героя ?Задумчивые глаза в девять лет говорят о том, что мальчик многое пережил и испытал.                     Как автор относится к герою?Сочувствует, сопереживает.     Изобразительно-выразительные средства.               Эпитет: «задумчивые»              Сравнение: «тонкий, как тростинка»              Слова с ласкательными суффиксами:                рубашонка, штанишки. Таким образом, портрет мальчика помогает не только увидеть внешность героя, но и понять его переживания, представить его положение в обществе.В описании внешности героя проявляется и отношение автора к нему. В каком стиле речи дано это описание ?  «Приметы Владимира Дубровского…От роду 2 3 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.»Чем отличается такой рассказ о внешности ?Итак, в официально-деловом стиле речи описание внешности конкретное и сжатое.              пышущие здоровьем пышные, длинные русые, каштановые Волосы добродуш-ная улыбка пухлые губы ярко-алый Рот заносчивый, гордый прямой, с горбинкой красный, розовый Нос сияющие, горящие огнём круглые, широкий разрез, Светлые, зеленые , карие, Глаза элементы внутренней характеристики форма цвет «Портретная» лексика.  Улыбка. Одежда. Э.М.Ремарк писал:»Тот, кто по-настоящему умеет носить платья, воспринимает что-то от них : как ни странно, платья и люди влияют друг на друга , и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде.»  Орфографическая и пунктуационная работа. Упражнение 79.Выпишите предложение с описанием героя.Он был высок, строен, тонок; лицо его было продолговатое, всегда бледное; белокурые волосы, большие голубые глаза, кроткие и задумчивые, в которых вдруг, порывами, блистала иногда самая простодушная , самая детская весёлость.Объясните постановку знаков препинания и орфограммы.Устно 3 абзац. Домашнее задание. Напомните его.               Сочинение- художественное описание внешности.                Герой- любой знакомый вам и мне человек (желательно вы сами).               Используемая литература. 1.Русский язык : учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М. Просвещение, 2006.2.Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка : Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986.3.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе : кн. для учителя. – М. : Просвещение,2006.