Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫПедагогика сотрудничества.Принципы, особенности содержания и методики обучения и воспитания учащихся.Педагогизация окружающей среды.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВАПедагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих обобщений 80-х годов, воззвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:* по уровню применения – общепедагогическая технология;*по философской основе – гуманистическая;* по основному фактору развития – комплексная биосоцио- и психогенная;*по концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторная поэтапная;*по ориентации на личностные структуры – всесторонне гармоничная;* по характеру содержания – обучающая, воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;*по типу управления – система малых групп;*по категории обучения – массовая;*по подходу к ребенку – гуманно-личностная.
Целевые ориентации педагогики сотрудничества:1. Переход от педагогики требования к педагогике отношений.2. Гуманно-личностный подход к ребенку.3. Единство обучения и воспитания.
ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В современном образовании можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода к обучению:САМОАКТУАЛИЗАЦИЯИНДИВИДУАЛЬНОСТЬСУБЪЕКТИВНОСТЬТВОРЧЕСТВОУСПЕХ
*Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика.*Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности и склонности, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности.*Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, с учетом цели развития каждого ребенка.
ЦЕЛЬ:СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКАСРЕДСТВА:- Использование разнообразных форм и методов;-Создание атмосферы заинтересованности;-Стимулирование учеников к высказываниям;-Оценка деятельности учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;-Поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания;-Создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность.
ПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Педагогика сотрудничества ставит ШКОЛУ в ведущее, ответственное положение по отношению ко всем остальным институтам воспитания. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются ШКОЛА, СЕМЬЯ и СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.
В процессе педагогизации окружающей среды необходимо построение структуры отношений, оформление пространства, окружающего образовательное учреждение и места проживания семей.ЭТА СРЕДА ДОЛЖНА БЫТЬ БЛИЗКОЙ, БЕЗОПАСНОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ И ЭСТЕТИЧНОЙ.
ВЫВОДЫ
Рассмотрев общие принципы личностно-ориентированного подхода, необходимо использовать их в дальнейшем, самостоятельно, конструируя собственную технологию обучения.Тот факт, что в центре внимания учителя находится ученик и его внутренний мир, требует от каждого из нас высокого уровня педагогического мастерства, ведь «Недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем»!