Использование системно–деятельностного подхода в условиях реализации ГОС


Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ГОС основного общего образования Наталья Николаевна Дикая, учитель английского языка Единственный путь, ведущийк знанию - это деятельность. Б.Шоу осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, гражданского общества, многонационального народа Донецкой Народной Республики, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции владеющий основами научных методов познания окружающего мира Мотивированный на творчество и инновационную деятельность Модель выпускника средней школы Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий * «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».Китайская мудрость КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ГОССмена образовательной парадигмы.Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности * Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный. Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся готовность к разрешению проблем технологическая компетентность готовность к самообразованию готовность к использованию информационных ресурсов готовность к социальному взаимодействию коммуникативная компетентность * Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик * Деятельность обучающихся Работают с источниками информации Критически осмысливают актуальную социальную информацию Решают познавательные и практические задачи Анализируют современные общественные явления и события Анализируют современные общественные явления и события Осваивают типичные социальные роли Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению Выполняют творческие работы и исследовательские проекты * ГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии * Группа технологий Педагогические технологии СДП 1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Педагогика сотрудничества Технологии уровневой дифференциации 2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровая технология Проблемное обучение Технология критического мышления 3. Педтехнологии развивающего обучения. Технология полного усвоения Технология развивающего обучения 4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса. Групповые технологии Педагогика сотрудничества Педагогические технологии системно-деятельностного подхода Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям А. Уорд