Презентация: Применение современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства
Мастер - класс на тему : Применение современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках программы «Графика и дизайн» в дополнительном образовании.Педагог дополнительного образования : Щербакова Н.А.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в ходе внедрения технологии проблемного обучения.
Задачи: -развитие умения транслировать педагогический опыт и способы достижения намеченных результатов-формирование навыков практической реализации технологии проблемного обучения на конкретном примере.-оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач их профессионального совершенствования.-продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных компетентностей современного человека;-прокомментировать эффективность применения приемов;- отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.
Основные этапы мастер-класса:1. Постановка педагогической проблемы2. Практическая демонстрация приемов3. Рефлексия
"Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия". С.Л.Рубинштейн Серге́й Леони́дович Рубинште́йн (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (Отделение истории и философии).Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940, 1946)[4]. Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии (1942) и первый психолог — член-корреспондент Академии наук СССР (1943). Основатель кафедры и отделения психологии при факультете философии МГУ (1943), а также первой в стране организации психологов, созданной под эгидой Академии наук СССР: Сектора психологии в Институте философии АН СССР (1943). В конце 1940-х г. в ходе антисемитской антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных и руководящих постов, но при этом остался в числе наиболее авторитетных лидеров психологической науки в стране. С конца 1953 г. участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране, журнала Вопросы психологии и вошел в первый состав редакционной коллегии этого журнала. В 1956 г. был вновь назначен заведующим Сектором психологии Института философии и продолжал занимать эту должность вплоть до своей смерти в 1960 году.
Сегодня я хочу с вами хочу поговорить о технологии проблемного обучения. Наша с вами задача, как педагогов активизировать умственную деятельность учащихся на уроке. Научить их думать, подходить к задаче творчески, искать разные решения проблемы.
Начало нетрадиционного занятия предполагает активизацию познавательного интереса: рифмованное начало урока;с элементами театрализации;с эпиграфа;с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока;с пословицы, поговорки;начало урока с постановки непосредственно проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.
Проблемное обучение можно применять с детьми разных возрастов. Например, малышам, которые только-только начинают осваивать краски можно рассказать такую сказку:Фея природы хотела нарисовать в лесу новую поляну с красными, синими, желтыми, фиолетовыми цветами и красивой зеленой и сочной травкой. Приготовила кисти и краски, палитру. Пошла на родничок за водой, а когда вернулась, поняла, что злая колдунья забрала все краски, да по пути выронила лишь три цвета: желтый, красный и синий. Фея расстроилась и заплакала. Я прошу ребят помочь фее и попробовать на палитре смешать оставшиеся цвета, вдруг удастся получить нужные. Ребята, с удовольствием смешивают цвета и рисуют цветочную поляну, имея на столах, лишь три баночки гуаши.
Для детей старшего возраста, которые начинают изучение линейной перспективы, можно раздать 2 карточки, на одной из которых рисунок выполнен с соблюдением законов линейной перспективы, а на другой нет.
После этого, задать им вопрос, на какой из карточек рисунок кажется правильнее. Как правило, дети угадывают. И начинают говорить мне об особенностях на правильном варианте рисунка, этот диалог подводит нас к тому, что существуют определенные правила, законы, по которым данный рисунок строится. Затем мы с ребятами узнаем новые понятия (точка схода), вспоминаем, изученные, которые могут пригодиться на уроке. После этого, строим городской пейзаж с соблюдением законов перспективы.
Рефлексия.Чтобы знания сохранились надолго, нужно их еще раз повторить или проговорить. Можно просто проговорить понятия, а можно сделать это в игровой форме. Сегодня у меня есть игрушечная бомбочка, которая тикает и может «взорваться через некоторое время». Ваша задача назвать верное слово и передать «бомбочку» следующему игроку. Давайте попробуем назвать теплые цвета/холодные.
Скажите, пожалуйста, какие приемы вам понравились? Что вы можете использовать на своих уроках?
Благодарю всех за внимание, мой мастер-класс закончен.