Презентация по теме Причины неуспеваемости и пути их преодоления


Причины неуспеваемости и пути их преодоления. Попенскова Нина Романовна,учитель химии МБОУ СОШ №16г.Славянск-на-КубаниКраснодарского края Все человеческое горе происходит от невежества. И много вреда происходит от малого знания. древняя мудрость. Неуспеваемость- «более низкий по сравнению с учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования.» Российская педагогическая энциклопедия(1999) Слабое владение навыками учебного труда;Большие пробелы в знаниях;Сильная утомляемость;Отрицательное отношение к учебной деятельности;Недисциплинированность;Низкий уровень волевой воспитанности;Отрицательное влияние семьи и улицы. Академик Ю.К. Бабанский – выявил следующие общие причины неуспеваемости: 1. Внешние (социальные и несовершенство организации учебного процесса).2. Внутренние(существенное ослабление здоровья школьников, низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации к учению и слабое развитие волевой сферы у учащихся. Ю.К.Бабанский и В.С.Цетлин выделяют 2 группы причин неуспеваемости: Константин Дмитриевич Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, так как не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли» Типы неуспевающих учеников:1. Учащиеся с недостаточным развитием мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов -внимания, памяти, мышления, несформированности познавательных умений и навыков и т.д.),которая сочетается с положительным отношением к учению. Типы неуспевающих учеников: 2.Учащиеся с хорошим развитием мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению.3.Учащиеся с недостаточным развитием мыслительной деятельности,да еще и с отрицательным отношением к учебе. Школьная неуспеваемость бывает :I Ранняя: (ранняя неуспеваемость возникает еще в первом классе по разнообразным причинам:- педагогическая запущенность;психологическая неготовность к обучению; низкая обучаемость; нарушение анализаторских систем;недостаточное развитие образного мышления; тревожность и демонстративность. Школьная неуспеваемость бывает :2.Поздняя: неуспеваемость появляется в средних классах, когда усложняется школьная программа, и учиться становится труднее. В монографии Ю.К.Бабанского «Оптимизация процесса обучения» (1972) приведена общедидактическая классификация стадий неуспеваемости :I Первая стадия- кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая в ходе уроков.2.Вторая стадия- кратковременная, четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти.3.Третья стадия- устойчивая неуспеваемость в течение двух или более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий.4.Четвертая стадия – устойчивая неуспеваемость в течение всего учебного года, требующая повторного обучения в том же классе. Кто из учащихся обычно являются неуспевающими:Обычно это дети конфликтные, не умеющие строить отношения с другими учащимися класса. У многих детей деформированная личностная мотивация, т.е.направленность личности на безмятежную, внешне занимательную жизнь и получение наслаждения от жизни.3. Это дети, у которых нарушена психика, бедна речь, читают мало, часто пропускают занятия в школе, здоровье ослаблено.4. В семье обычно за успеваемостью этих детей нет должного контроля. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты и не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей» Сократ ( 470-399 г. до нашей эры)) «И воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно…» Лев НиколаевичТолстой «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте собственных знаний в своей специальности» ДмитрийИвановичМенделеев. Что нам помогает общаться? Слова – 7 %Интонация – 38 %Мимика, жесты, поза – 55 % Способы усвоения знаний 90 % знаний люди получают визуально10% усваивают на слух Коэффициент усвоения знаний Ели только рассказывать – 15 %Если только показывать – 25 %Если рассказывать и показывать – 65 % Помните! Ученик имеет право на ошибку.Мы не должны зажимать его «страхом ошибки», а наоборот - помочь ему исправить ее. Уровень усвоения материала учащимися Лекция( монолог учителя ) – 5%Чтение (самостоятельно) – 10 %Аудио-видео обучение – 20% Показ (демонстрация ) – 30%Дискуссионная работа – 50%Практика в процессе деятельности – 75%Обучение других (ребенок обучает другого ребенка, работа в группах) – 90% Задача учителя: по мнению советского гигиениста М.С.Громбаха, задача учителя в том, чтобы сделать :«трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным». И тогда учеба в школе будет доставлять детям радость. 10 правил работы со «слабоуспевающими» Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.10. Не требуйте от ребят «невозможного», пусть научатся элементарному и поверят в себя. Советы родителям слабоуспевающих учеников.Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;Поддерживайте дома четкий распорядок дня;Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника». «Истинное дело учителя делается исключительно нервами. Одними сухими рассуждениями – даже при полной добро-совестности – ничего не поделаешь в обуче-нии, доброго слова не оставишь, нужна работа нервов…» Д.И. Менделеев