Презентация на тему Причины неуспеваемости школьников. и пути их преодоления
Причины неуспеваемости школьникови пути их преодоления
Статистика по России Школьнаяуспеваемость Мужской пол(%) Женский пол(%) Отличники 14 39 Хорошисты 30 31 32 21 24 9 Причины неуспеваемости ВНЕШНИЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ;НЕСОВЕРШЕНСТВО учебного процесса;ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ влияние семьи и улицы.ВНУТРЕННИЕ:ДЕФЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ современных школьников;СЛАБОЕ интеллектуальное развитие;ОТСУТСТВИЕ мотивации к обучению;СЛАБОЕ развитие волевой организации ученика Социальные причины Снижение ценности образования в обществе;Социальная среда (семья), в которой воспитывается ученик;Соматическая ослабленность, приводящая к частому «выключению» из учебного процесса;Низкий уровень жизни родителей;Напряженная социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей Социальные причины Систематические прогулы занятий Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»________________________________________________ЗПР Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний. Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – комплексная задача школы. Наследственность Неблагоприятная наследственностьВрождённая неспособность к умственному труду (внутренние причины)МедлительностьЧрезмерная робость, стеснительностьНестандартность - в эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение. Значительная часть образовательных программ по- прежнему ориентирована на углубленный уровень образования, в то время как по данным Министерства образования Российской Федерации доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем для трети школьников. Психо-соматическое здоровье -условие успешного обучения Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости 1) недостатки развития познавательной деятельности:несформированность приемов учебной деятельности;недостаточная сформированность основных психических процессов (мышление, память, внимание);природные особенности ребенка (сила и подвижность НС).2) недостатки в развитии мотивационной сферы:неустойчивость, пассивность учебных познавательных интересов;несформированность устойчивой мотивации достижения успеха. Типы неуспевающих школьников. школьники, у которых неправильное отношение к учению;усваивающие материал с трудом;школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;учащиеся, не умеющие трудиться;школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. Малоэффективные средства помощи отстающим ученикам организация дополнительных занятий, на которых применяются такие же, как на уроке методы обучения; оказание различных мер давления на ученика Работа с неуспевающими учащимися: Тип 1: должна быть направлена на изменение тех особенностей мыслительной деятельности, которые мешают ребенку усваивать знания (формирование продуктивного мышления; воспитательная работа: формирование самостоятельности, уверенности, самооценки).Тип 2: должна проводиться преимущественно воспитательная работа, имеющая целью изменение свойств их личности (работа по преодолению эгоизма, грубости, неумения жить в коллективе –детские моральные качества и отношение к учению могут быть сравнительно легко изменены под влиянием класса).Необходима специальная коррекционная работа, направленная на изменение особенностей протекания мыслительной деятельности (в первом случае) и на изменение моральных установок, отношения к учению (во втором). ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА ИКОРРЕКЦИЯ ( Н.П. ЛОКАЛОВА) Педагогическая симптоматика трудностей Психологические и другие причины Задания для психодиагностики и коррекции Психолого-педагогические рекомендации Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., "зуки" вместо "жуки", "шапаги" вместо "сапоги", "панка"вместо "банка") Недоразвитие фонетико-фоне-матического анализа Задания 26, 27 Недостатки в развитии процессов произвольного внимания Задание 2 Несформированность звуко-буквенных ассоциаций Задания 40, 46 Недостатки в произношении Задания 31,32 Консультация логопеда Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр., трва" вместо "трава", кродил вместо "крокодил", "жвт" вместо "живет", "сдт" вместо "сидит", "красны" вместо "красный", "набухл" вместо "набухли") Недостаточность звуко-буквен-ного анализа Задание 28 Неустойчивость внимания Задания 26, 5 Сниженная работоспособность Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня") Индивидуально-психологические особенности (особенности темперамента) Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА ИКОРРЕКЦИЯ ( Н.П. ЛОКАЛОВА) Педагогическая симптоматика трудностей Психологические и другие причины Задания для психодиагностики и коррекции Психолого-педагогические рекомендации Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счетаi Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный Задания 75,77 Недостаточно сформирован внутренний план действий Задания 78,79 Несформированность понятий "больше" и "меньше" Задание 82 Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Задания 41,42 Сниженный уровень интеллектуальной деятельности Повысить качество мыслительной деятельности (развивающие задания на анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) Сниженная работоспособность Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня") ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА ИКОРРЕКЦИЯ ( Н.П. ЛОКАЛОВА) Педагогическая симптоматика трудностей Психологические и другие причины Задания для психодиагностики и коррекции Психолого-педагогические рекомендации Затруднения при слиянии букв, в слоги, слогов в слова Низкий уровень синтеза звуковых элементов Задание 29 Недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций Задание 46 Недостаточное знание букв алфавита Задания 12,14,15,40 Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение Отработать понятия "звук"и "буква" Побуквенное или слоговое чтение■ Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов Задания 29,49,50 "Вычистить" согласные звуки Работа с неуспевающими учащимися: 1. Понимание связи между компонентами сложения и вычитания, умножения и деления- Ученику нужно соединить линиями разного цвета слова, одинаковые по смыслу. Эти же слова учитель может написать на отдельных карточках и попросить ученика разложить их на группы: одинаковые и разные по смыслу Работа с неуспевающими учащимися: Развитие логического мышления, операций анализа, синтеза, навыков счета, знаний таблицы умножения. Шифр Ключ к шифру 36 12 8 9 2 3 8 9 32 10 15 1 О Т М Ь 2 3 8 12 32 9 4 М Е Р С 2 40 45 48 5 А З Д И 32 10 15 6 Е Ж Н - (Ключом к шифру является таблица умножения) СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ Работа с неуспевающими учащимися: Развитие операций анализа, синтеза, навыков правописания, словарного запаса.Собрать из букв слово и выделить лишнееА. ЕМОР – АКРЕ – ЛЮКЧ – НАКОЕ – В. - ЕН ЯЗНА БОРДУ, ЕН ЯУСУЙ В ДОВУ (Не зная броду, не суйся в воду) - МЛА НОТИЗЛОК, АД ОДРОГ (Мал золотник, да дорог) Работа с неуспевающими учащимися: А."Найди слова " (зрительный вербальный анализ, распределение внимания) В нижеприведенных рядах букв ученика просят найти «спрятавшиеся» там слова:ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫЙЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯГЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВБ. «Запомни и подпиши знаки к цифрам "1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 . - + * , : / ? ! = Работа с неуспевающими учащимися: "Склеенное" слово (развитие мышления- анализ, синтез) А. Нужно отделить слова друг от друга вертикальной черточкой:ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙКАРАНДАШЛУЧИГРАОКНОБ. Аналогично выполняется задание на отделение "склеенных " слов в предложении и "склеенных" предложений: БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГАДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИЗЯБЛИНОЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША. ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СЛАБЫМИ УЧАЩИМИСЯ Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь сам он очень болезненно к ним относится. ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СЛАБЫМИ УЧАЩИМИСЯ 5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и словами «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.6. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.7. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении В школе обучается 58 учащихся, с ограниченными возможностями здоровья. Из них, 5 человек обучаются в классах VIII вида, 38 – в классах VII вида, 15 учащихся в классе компенсирующего обучения. учебная деятельность осуществляется согласно организационно-педагогическим и психологическим условиям обучения и воспитания детей с особенностями в развитии:- щадящий режим;- меньшая наполняемость классов;-соответствие темпов учебной работы; возможностям познавательной деятельности;- использование специальных образовательных программ. Эффективность коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении 100 % учащихся классов VII вида при 100% успеваемости ежегодно переходят в следующий класс;всего было сделано четыре выпуска девятиклассников из классов VII вида, в этом году надеемся на успешный V выпуск, в одном выпуске класс VII вида был соединен с общеобразовательным и дети успешно адаптировались (большая часть выпускников закончила ПТУ, колледж, высшее образование пока не получил никто) ;результаты психолого-педагогических наблюдений и ежегодное анкетирование учащихся свидетельствуют о том, что дети комфортно чувствуют себя в школе и переходить в другую не хотят Литература 1. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. -Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2001. - 96 с. ISBN 5-86894-523-92. Локалова Н. П.120 уроков психологического развития младших школьников. -Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2009. - 96 с. ISBN 5-86894-523-9