Педагогические средства формирования контрольно- оценочной деятельности младших школьников»


Составитель: Ивченко Вера Владимировна, учитель первой категорииМуниципальное бюджетное учреждениеМанычская средняя общеобразовательная школаСтаница Манычская 2016 год «Педагогические средства формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников»  
І. Актуальность темы. Проверка и оценка достижений школьников является существенной составляющей процесса обучения. Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями,но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст. Содержательное самооценивание неразрывно связано с умением контролировать себя, сравнивать свой результат с правильным, что немаловажно в учебной деятельности. Содержательная самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.
Какова социальная функция оценки?Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего школьного возраста.
Какова образовательная функция оценки? Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ,синтез,сравнение, обобщение);появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое сократить. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Какова воспитательная функция оценки? Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору проявления заниженной самооценки учащихся и тревожности.Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Какова эмоциональная функция оценки? Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения – младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия  предпосылка того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Какова информационная функция оценки? Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность  возможность проанализировать причины неудач, результатов и наметить пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Какова функция управления оценки? Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности (« что я делаю не так», « что нужно сделать, чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и учащимися.
ІІ. Формирование и развитие оценочной деятельности. I этап – введение критериев оценивания Обсуждая критерии самооценки и взаимооценки, мы развиваем у учащихся умение анализировать работу, видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования и преодоления, уважать собственные и чужие достижения. На данном этапе вводится 5 «золотых» правил: - каждый имеет право на сомнение и незнание;- оцени себя сам прежде, чем оценят тебя другие;- в любой момент можно улучшить свои достижения;- право выбора трудности учебного задания за тем, кто его решает;- результаты фиксируй, проблемы решай, план дальнейших действий в делах составляй.



II этап – дифференцирование самооценки в процессе соотношения планируемых и реальных результатов На этом этапе мы учимся оценивать своё решение цельной задачи, состоящей из нескольких действий, находить и исправлять простейшие ошибки, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Фиксирование результатов проводится с помощью луча Старайся Хорошо Молодец, умница. и букв:П – правильность (безошибочность) А – аккуратность (оформление, каллиграфия) Параметры оценки фиксируются вначале простым карандашом, так как учащиеся выдвигают предполагаемый уровень своих знаний и умений о данном понятии. Впоследствии, сравнивая выполнение работы с эталоном за счет использования приёмов самопроверки и взаимопроверки, ребята оценивают результаты и фиксируют параметры оценки на отрезке зелёной ручкой, производят запись суммированной оценочной характеристики работы. (У меня всё получилось. Мне надо постараться и т.д.)




III.Технология оценки работВерное выполнениевсех12 заданий оценивается отметкой «отлично»9-11 заданий отметкой «хорошо»6-8 заданий отметкой «удовлетворительно»



«Издательство АСТ» Москва Издательство «Учитель»

Тренажёр имеет три режима работы: Режим "Учёба". Предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Он выбирает тему, а тренажёр генерирует задание. Последующее задание по теме может отличаться от предыдущего (каждая тема включают несколько сотен заданий, а их выбор компьютер производит случайным образом). При использовании этого режима ученик не может совершать ошибок (обучение ведется методом прямого понуждения к грамотности). Режим "Самопроверка". Также предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Отличается от режима обучения тем, что ученику предоставляется право совершать ошибки и возможность их исправления для перехода к следующему заданию (обучение ведется методом мягкого понуждения к грамотности). Режим контроля знаний. Работа программы в режиме "Контроль знаний" позволяет задавать ученику в каждом разделе количество предлагаемых заданий и выбирать шкалу выставляемых оценок. В этом режиме формируется группа из нескольких заданий, выполнение которых позволяет объективно оценить знания ученика по выбранной теме (оценка выставляется компьютером). Режим особенно удобен для мотивации активности ученика при наличии дополнительных побуждающих факторов. Изменение размеров рабочего поля тренажёра позволяет применять его как на обычном компьютере при индивидуальном обучении, так и в классе при использовании электронной интерактивной доски.

Москва «Вако»
IV. Заключение Апробировав различные способы контроля и оценивания знаний, умений и навыков учащихся, можно утверждать о том, что такая работа позволяет увидеть ребёнку свои успехи, определить границы своих знаний и незнаний, своих потенциальных возможностей, позволяет ученику продвигаться в собственном темпе, отмечая даже незначительные продвижения.