«Особенности организации образовательной деятельности в ДОУ для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
«Особенности организации образовательной деятельности в ДОУ для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
место и роль в системе непрерывного образованияДошкольное образование в Российской Федерации серьёзные изменения претерпевает нормативно-правовая основавводятся требования к образовательным программам дошкольного учреждения и условиям их реализацииАктуальность
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (№ 26 от 15.05.2013г.);Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";Приказ МО РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования:
ФЗ «Об образовании» ст.2 п.11обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы:
Специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗиспользование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь;проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания образовательных организаций ;и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
ФормыорганизацииГрупповые коррекционные занятияИндивидуальные коррекционные занятияФормы организации коррекционно-образовательного процесса
Требования СанПиН 2.4.1.3049-13 к организации воспитательно-образовательного процесса: Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти – не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти– не более 25 минут, а для детей от 6-ти до7-ми лет– не более 30 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Занятие – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей. Таким образом, занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Однако знания, умения и навыки выступают теперь не как самоцель, а как средства развития ребенка, удовлетворения его разнообразных интересов.Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте, в подготовительной группе, где осуществляется подготовка детей к основной форме обучения в школе занятию-уроку. Новое содержание понятия "занятие"
Определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования;типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов)
Основная форма – занятие (в соответствии с сеткой занятий)Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.)Актуальная предметно-развивающая средаУчебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детейСамостоятель-ная деятельность детейНаиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГОС)
Совместная деятельность взрослого и детейСамостоятельная деятельность детейНепосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Актуальная предметно-развивающая средаМодель организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии ФГОС от «старой» моделиИсключение учебного блока (но не процесса обучения!);Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которой, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»
ЗАНЯТИЕэто форма (до ФГОС - основная форма организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание – итог).
Структура занятияНАЧАЛОПредполагает организацию детей:Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)ОСНОВНАЯ ЧАСТЬСамостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результатаОКОНЧАНИЕПосвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В старшей и подготовительной группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЭто форма (после введения ФГОС основная) организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание – «открытый конец» определение И.А.БурлаковойПод совместной деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка
СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНАЧАЛОДля начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее….» или: «Я буду …. Кто хочет – присоединяйтесь….».Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из проблемной ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.Второй тип осуществляется, когда дти принимают на себя роль и действуют в ней. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯСпланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме.Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:1. Сам формулирует проблему (задачу);2. сам находит ее решение;3. решает и 4. самоконтролирует правильность этого решения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬНаметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощеряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАППрежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА НЕПОРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМаксимально приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, осуждении, исследовании.Свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними).
СУЩЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ НОД В ФОРМЕ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИВключенность взрослого в деятельность наравне с детьми.Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности.Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Формы непосредственно образовательной деятельностиДетская деятельностьПримеры форм работыДвигательнаяПодвижные игры с правиламиПодвижные дидактические игрыИгровые упражненияСоревнованияИгроваяСюжетные игрыИгры с правиламиПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчестваРеализация проектов Чтение художественной литературыЧтениеОбсуждениеРазучивание
Список литературыФедеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655 // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2010, №3.Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учётом федеральных государственных требований// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2010, №9.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагог. дошкольн. учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Письмо Минобрнауки РФ от 21.10.2010г. № 03-248.Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №5 Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7,2010. №8Интернет ресурсы: http://www.yandex.ru/