Презентация к интегрированному уроку по литературе и истории


Интегрированный урок истории и литературы по теме «Звезды смерти стояли над нами…» Бру́но Ясе́нский (наст. имя и фамилия Ви́ктор Я́ковлевич Зи́сман),17 июля 1901- 17 сентября 1938  — польский и советский писатель, поэт, драматург. Писал на русском, польском и французском  языках. Над миром бушует войны суховей,Тревожа страну мою воем гнусавым,Но мне, заключенному в каменный саван,Не быть в этот миг средь ее сыновей…Но я не корю тебя, Родина – мать.Я знаю, что, только в сынах разуверяясь,Могла ты поверить в подобную ересьИ песню мою, как шпагу, сломать.Шагай, моя песня, в знаменитом строю,Не плачь, что так мало с тобой мы пожили.Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже лиОтчизна заметит ошибку свою. Репрессия - (от позднелат. repressio - подавление) - карательная мера, наказание, применяемые государственными органами. Первый этап репрессий прошел по самой партии большевиков. После Гражданской войны, когда действовала политика военного коммунизма, пришла новая экономическая политика, которая и стала одной из причин развития оппозиции в РКП (б). На Х съезде РКП (б) в 1921 году была принята резолюция «О единстве партии», и все, кто имел отличительную от партийногоруководства точку зрения, являлись враждебной для партии фракцией или группой. Так началась борьба внутри партии. Борьба в партии началась между ее лидерами: И.В.Сталиным, Л.Д.Троцким, Н.Бухариным, Зиновьевым, Каменевым, Рыковым.  Борьба за лидерство.Отсутствие легальной оппозиции.Расхождение во взглядах на пути развития СССР.Личные взаимоотношения вождей. Троцкий в 1929 году был выслан из СССР, а в 1940 году убит. В 1928 – 1929 годах внимание всех было привлечено кризисом хлебозаготовок, вызванной низкими закупочными ценами, нежеланием крестьянства продавать хлеб государству. Сократились посевные площади, начался массовый забой скота, в государстве введены карточки. Николай Бухарин выступал за союз с крестьянством, обеспечивая крестьянам возможность повышения производительности труда, организуя кооперативы, поддерживая рынок. Так появилась «кулацкая оппозиция». Выход из кризиса Н.Бухарин видел в следующем:Увеличение товаров широкого потребления.Развитие легкой промышленности.Сбалансирование цены зерна и технических культур.Введение гибких закупочных цен.Усиление налогооблажения кулаков.Закупка зерна за границей.Развитие кооперативного движения в деревне. Сталин же во всех трудностях видел одного виновника кулака – саботажника. Выход он видел:в индустриализации;массовой коллективизации. Поэтому стоят задачи:создание колхозов как формы перекачивания ресурсов из деревни в город; ликвидация кулачества как последний эксплуататорский класс; создание социальной базы советской власти в деревне; обеспечение контроля за крестьянством. Раскулачивание несло характер не экспроприации (принудительное изъятие собственности) основных средств производства, а конфискации всего имущества, вплоть до предметов быта. Надежда Константиновна Крупская в письме И.В.Сталину 22 февраля 1930 года отмечала: «Неправильны, между прочим, те формы раскулачивания, которые касаются не только орудий производства, а френчей, письменных столов, ламп и прочего, которые предполагаются выдавать в виде премий». В одном из сообщений о раскулачивании в Сибири, посланных И.В.Сталину, говорилось: «Работа по конфискации…у кулаков развернулась и идет на всех парах. Сейчас мы ее развернули так, что аж душа радуется; мы с кулаками расправляемся по всем правилам современной политики, забираем у кулаков не только скот, мясо, инвентарь, но и семена, продовольствие и остальное имущество. Оставляем их в чем мать родила» Летом 1922 г. без суда, по указанию Ленина, в административном порядке решением ГПУ из страны была выслана большая группа видных ученых: философов, историков, экономистов, социологов. «Среди изгнанных – ректор Московского университета, профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета, профессор Карсавин (философ); группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым; экономисты – профессора Зворыкин, Брункус, историки – Флоровский, Мякотин, Боголепов, известные философы идеалистического направления – Бердяев, С. Булгаков. Ректор Московского университета, профессор Новиков (зоолог) Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев — русский религиозный и политический философ. Трофим Гордеевич Твардовский Мария Митрофановна Твардовская Поэт А.Т. Твардовский 3 августа 1921 года поэт Николай Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре.Заметка А.Г.Терехова, бывшего старшего помощника Генерального прокурора СССР, занимавшегося в 1950-е годы реабилитациями невинно осужденных: «По делу установлено, что Гумилев Н.С. не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался. Никаких других обвинительных материалов, которые бы изобличали Гумилева в участии в антисоветском заговоре, в том уголовном деле, по материалам которого осужден Гумилев, нет». В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий. Этот контроль государства за советской литературой стал тотальным. Литература должна была идеализировать советскую действительность, партию большевиков и ее вождя – И.В. Сталина. Литература должна была идеализировать советскую действительность, партию большевиков и ее вождя – И.В. Сталина. Террор в литературе определяется как широким распространением органов цензуры, так и прямыми репрессиями «неугодных» поэтов, писателей, драматургов. Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 г. (О журналах «Звезда» и «Ленинград»). «… Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей ,на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить её сознание… «… Журнал «Звезда» всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии.»«… ЦК отмечает, что особенно плохо ведётся журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитичных стихотворений Ахматовой…» В 1935-1940гг. Ахматова создает поэму, посвященную жертвам сталинского террора. Она озаглавила ее «Реквием», и посвятила своему сыну – Льву Николаевичу Гумилеву. Реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в коих от страданий умирала душа. «Вместо предисловия» «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми глазами, которая , конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):- А это вы можете описать?И я сказала:- Могу.Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому , что некогда было ее лицом». Поэма «Реквием» - это не только плач о сыне и муже, это плач обо всех, разделивших их участь, скорбь о матерях, женах, сестрах, лишившихся своих близких. Жизнь А.А.Ахматовой неразрывно связана с судьбой русских людей. Общее и личное поэт отразил в ярких строках эпиграфа: Я была тогда с моим народом,Там, где мой народ, к несчастью, был. Ахматова становится «голосом народа» в годы вынужденного молчания всех. Это очень тяжелая ответственность, ведь единственная возможная реакция на происходящее немота. Тяжесть сложившейся ситуации поэтесса показывает такими словами: Перед этим горем гнутся горы,Не течет великая река. ПосвящениеПеред этим горем гнутся горы,Не течёт великая река,Но крепки тюремные затворы,А за ними «каторжные норы»И смертельная тоска.Для кого-то веет ветер свежий,Для кого-то нежится закат -Мы не знаем, мы повсюду те же,Слышим лишь ключей постылый скрежетДа шаги тяжёлые солдат.Подымались как к обедне ранней,По столице одичалой шли,Там встречались, мёртвых бездыханней,Солнце ниже, и Нева туманней,А надежда все поёт вдали.Приговор... И сразу слёзы хлынут,Ото всех уже отделена,Словно с болью жизнь из сердца вынут,Словно грубо навзничь опрокинут,Но идет... Шатается... Одна...Где теперь невольные подругиДвух моих осатанелых лет?Что им чудится в сибирской вьюге,Что мерещится им в лунном круге?Им я шлю прощальный свой привет. Март 1940 В «Посвящении» Ахматова говорит о женщинах, разлученных с арестованными. Обессилевшие, измученные, они долгими часами стоят в очередях в надежде узнать хоть что-нибудь о своих близких. Для многих «Кресты» сделались домом, даже город на их грозном фоне превратился в «ненужную привеску». Все дороги сводились к тюремным стенам, и жизнь становилась ожиданием. Люди не знают ничего лучшего:Для кого-то веет ветер свежий,Для кого-то нежится закат –Мы не знаем. Единственное, что их окружает, - тюремные стены. Лишь «ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат». Звуки ключей и шагов, произнесенные шепотом слова из очереди, хлопанье двери в приемной, прощальные паровозные гудки. А еще «тишина». Тишина – непременный аккомпанемент поэмы «Реквием». Все эти звуки не нарушают ее, а только подчеркивают, делая еще ощутимей. Тишина отражает безмолвие эпохи, время, когда никто не мог сказать в защиту ни единого слова, никто, даже поэт. В 1947-1953 гг. народ пережил немало новых репрессивных кампаний. Было и «ленинградское дело», и борьба против «космополитов» и против «врачей-убийц». Каждая из этих кампаний сопровождалась арестами. Продолжались и аресты по «обычным» мотивам – «антисоветская пропаганда», и по всем вообще пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса. Однако тяжелейшая война и репрессии прежних десятилетий так обескровили страну, что аресты 1947-1953 гг. не были столь массовыми. Анна Ахматова стала «символом величия России» в тяжкое время нашей истории. Ее голосом – одним из совсем немногих несломленных голосов – выговорились обреченные на немоту миллионы убитых и униженных соотечественников. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Сохранять «великое русское слово» приходилось не только от чужеземного вторжения, но, с не меньшей смелостью, от того, что происходило в собственной стране.