Презентация Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии.
Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии Из опыта работы учителя географии МБОУ «Горковская СОШ Макеевой Светланы Владимировны Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская средняя общеобразовательная школа» Горки2016 Система подготовки учащихся к ЕГЭ по географии. Планирование учебного процесса:- использование критериев, составленных по данным кодификатора и КИМов по географии;- отслеживание уровня подготовки к ЕГЭ в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в профильных классах;- выявление соответствия стандарта географического образования и кодификатора для учета тем, отсутствующих в обязательном минимуме;- использование наиболее эффективных учебно-методических комплектов и дополнительной литературы. Составление списка обязательной и дополнительной литературы. Система подготовки учащихся к ЕГЭ по географии. Планирование подготовки учащихся к ЕГЭ:- формирование у учащихся общеобразовательных и предметных компетенции;- формирование у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;- развитие навыка технологии решения заданий с развернутым ответом;- использование в работе обобщенных алгоритмов:а) вводная диагностика; анализ материала;б) повторение по теме;в) углубление знаний по теме;г) тренировка по образцу;ж) итоговый контроль;з) коррекция; Учебная деятельность по подготовке к ЕГЭ реализуется через: Урочную систему:- работа с разными видами тестов;- использование системы работы с терминами;-использование системы работы с географической номенклатурой;- составление таблиц, схем, опорных конспектов;- анализ тематических карт;- использование современных педагогических технологий;Внеурочную работу (индивидуальные и групповые консультации): - факультативы;- элективные курсы;- предметные кружки;- индивидуальные консультации;- применение на занятиях мультимедийных средств;- использование примерного плана подготовки учащихся к ЕГЭ. 1 этап: рекомендации по подготовке Необходимая литература: учебники с 6-10 класссборники ЕГЭсправочникипособияатласы с 6-10 классКИМы разныхлет Internet-ресурсы по подготовке к ЕГЭ можно распределить на несколько видов подготовки: Демо-версии. Тренажеры. Он-лайн тестирование. Информационная поддержка участника ЕГЭ http://geo.reshuege.ru/test?id=6249 – образовательный портал.www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений – здесь указана рекомендуемая литература по отдельным предметам.www.ege.edu.ru – портал поддержки ЕГЭ, где размещена вся основная информация о ЕГЭ.http://ege.yandex.ru/geography/ - на этом сайте размещены пробные он-лайн тесты ЕГЭ с ответами и пояснениями. 2 этап: Индивидуальный план подготовки к ЕГЭ Подготовка по школьным учебникам;Знание ПКМ;Знание физической карты мира и материков;Знание физической и политико-административной карты России;Запоминание статистической информации;Заучивание терминологии по основным темам;Подготовка по Internet-ресурсам, КИМам, тренажерам. Этапы совместной работы учителя , родителей и кл. руководителя 1. информационный этап; - рекомендации ученику; - рекомендации родителям; 2. систематическая связь с родителями. 3. систематическая связь с классным руководителем . 4.Психологическая подготовка к ЕГЭ. 3 этап: «Азы» географии Наиболее важная информация по следующим темам: Источники географических знаний Великие географические открытия, исследования и путешествия Природа Земли-географические оболочкиОсновные сведения о материках и океанах Практическая часть по 6-7 классам Определите по карте расстояние на местности по прямой от дома лесника до точки В. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. 3,9 см 3,9 см Х 100 м = 390 м Ответ: м 390 Определите по карте, в каком направлении от дома лесника находится точка В. Север Юг Ответ: В, восток Запад Восток Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания. Участок 2 не подходит – заросли кустарников Участок 3 не подходит – не ровная местность: склон Участок 1 подходит – ровная местность и луг с травянистой растительностью На участке 2 нельзя играть, потому что там кусты, участок 3 – на склоне. Значит, лучше всего № 1, потому что там ровное место на лугу. Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью. Направление на карте, вдоль которого строится профиль, называется профильной линией. Приём построения профиля: 1. Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб.2. Измерить расстояния от пересечением линии профиля с каждой горизонталью и отложить их на основе профиля.3. Из каждой отметки восстановить перпендикуляры до необходимой высоты.4. На пересечении вертикальных линий с соответствующими на основе горизонталями поставить точки.5. Соединить полученные точки от руки плавной кривой линией. Приём построения профиля: 5555 15 5 10 15 16 19 А Б А Б 0 10 15 20 16 19 1. Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб. 2. Измерить расстояния от пересечением линии профиля с каждой горизонталью и отложить их на основе профиля. 3. Из каждой отметки восстановить перпендикуляры до необходимой высоты. 4. На пересечении вертикальных линий с соответствующими на основе горизонталями поставить точки. 5. Соединить полученные точки от руки плавной кривой линией. 5 Профиль Австралии по южному тропику 0 200 500 1000 БольшойВодораздельныйхребет Центральная низменность плоскогорье В каком из городов 21 марта ,Солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом? Оренбург Самара Казань Иваново Оренбург Самара Казань Иваново Оренбург 4 этап: повторение географии РФ А) основные физические характеристикиБ) экономика В) подбор практических заданий и тренажеров по темам Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи,суховеи и пыльные бури значительно затрудняют хозяйственноеосвоение территории. Для какой из перечисленных территорий они наиболее характерны? 1) Республика Саха (Якутия)2) Калининградская область3) Приморский край4) Республика Калмыкия 4) Республика Калмыкия Регионы Площадь территории, тыс. км2 Общая численность нас., тыс. чел. Численность городского нас., тыс. чел. Численность сельского нас., тыс. чел. Магаданская область 68 169 160 9 Самарская область 54 317;9 2557 622 Республика Дагестан 51 2659 1129 1530 Республика Татарстан 68 3761 2811 952 Используя данные таблицы, определите среднюю плотность сельского населения Республики Дагестан в 2007 году. Ответ запишите в виде числа. Ответ: чел. на 1 кмІ Численность населения------------------------------------ = плотность населенияПлощадь территории 30 5 этап: повторение по экономической географии мира Определите страну по ее краткому описанию. «Эта страна-архипелаг по форме правления является конституционной монархией. Однородное по национальному составу население этой страны отличается большой численностью: она входит в первую десятку крупнейших по численности населения стран мира. Страна обладает очень крупным и самым современным морским торговым флотом, так как 9/10 используемого сырья и топлива импортируется.» Определите страну по ее краткому описанию: Япония Определите страну по ее краткому описанию: «Эта развивающаяся страна расположена в двух частях света. 95% населения проживает в долине и дельте одной из великих рек мира. Столица страны – одна из самых крупных агломераций на материке. Население характеризуется однородным национальным составом. Доля горожан – 45%. Основное занятие населения – сельское хозяйство, в основном земледелие. Выращивают рис, хлопчатник. Наличие историко-культурных, рекреационных ресурсов способствует развитию международного туризма.» Египет Методические рекомендации подготовки к ЕГЭ по географии 1. Изучить обязательный минимум содержания основных образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования по географии и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования), аналитические материалы о ЕГЭ по географии предыдущих лет;2. При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности;3. Провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников , и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков;4. широко использовать повторение и обобщение знаний по крупным разделам и темам, проведение уроков обобщающего повторения в форме уроков-дискуссий, с проблемным изложением; Методические рекомендации подготовки к ЕГЭ по географии 5. изучая природу или хозяйство отдельных территорий Земли находить проявления физико-географических, экономических, демографических закономерностей, изученных ранее, предлагать к решению задачи на применение знаний этих закономерностей, возможно гипотетических территорий, а в завершение – давать задания учащимся самим придумать аналогичную задачу;6. при изучении сложных вопросов, трудных для усвоения, использовать составление систематизирующих схем и таблиц с формулировкой вывода, применять практические методы с проблемными вопросами, ситуациями;7. использовать для организации практической познавательной деятельности школьников новые наглядные пособия; 8. Дифференцировать и индивидуализировать обучение , осуществляя тематический контроль степени усвоения каждым учеником материала в объеме обязательного минимума содержания географического образования;9. Применять новые формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий; Методические рекомендации подготовки к ЕГЭ по географии 10.Формировать у учащихся:- навыки работы с тестами;- технику сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудностей заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов, «спиральное» движение по теме и т.д.);11. С целью закрепления навыков работы с тестами и определения уровня подготовки учащихся, проводить тренировочный экзамен с заполнением бланков (по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ЕГЭ);12. Использовать систему элективных курсов, факультативов, индивидуально- групповых занятий для удовлетворения познавательных потребностей учащихся;13. Оформить в кабинете стенд «Готовимся к ЕГЭ», в экспозиции которого должны быть демонстрационные материалы КИМов ЕГЭ, примеры решения отдельных заданий, образцы бланков ЕГЭ, список дополнительной литературы, адреса сайтов, советы выпускнику. Интернет - ресурсы КартаГлобусКомпасhttp://festival.1september.ru/articles565554//http://geo.reshuege.ru/test?id=6249www.fipi.ruwww.ege.edu.ruhttp://ege.yandex.ru/geography/http://geo.metodist.ru/ Шаблон презентации: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново.