«Эстетическое воспитание детей с ОВЗ через внеклассную работу»


Березникова Евгения ВикторовнаУчитель начальных классов МС(К) ОУ «Школа – Интернат VIII вида п. Нижний Куранах» «Эстетическое воспитание детей с ОВЗ через внеклассную работу» АктуальностьВ работе с детьми школы интернат каждый педагог испытывает трудности в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами обучения и воспитания. Но возможно ли усиление воспитательного эффекта и гармоничного развития детей с ОВЗ, через формирование эстетических средств и методов воспитания с целью формирования эстетических чувств, эстетической отзывчивости, этических понятий и оценок. Цель: эстетического воспитания как одного из основных направлений воспитания — научить ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей. Задачи: 1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития детей с ОВЗ, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям с ОВЗ художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.). Эстетическое воспитание Система коррекционно-воспитательной работы по эстетическому воспитанию включает в себя: Массовая Групповая Индивидуальна работа работа работаОбщественные праздники, Занятие кружков, Обучение отдельных утренники, занятие секций, учеников вышивке, творческие отчеты, беседы, пению, танцам.Соревнования. внеклассные занятия. Условия эффективности эстетического воспитанияЭлементарный уровень Рациональное использование Коррекционно направленный содержания эстетического форм, методов и характер всех воспитания. средств отвечающих воспитательных занятии.( Первичные знания возможностям детей с ОВЗ. доступные детям: рабочая обстановка в классе, единство требований, разбор ситуаций, личный пример педагога, подражание). Уровень эстетического воспитания на начало учебного 2014-2015 года Тематическое планирование занятий по эстетическому воспитаниюТемаКол-во часовЭстетические качества воспитывающихся на урокахФорма проведения1)Учимся говорить так, чтобы тебя поняли1Воспитывать у учащихся умения правильно и грамотно общаться; познакомить с видами общения; определить основные правила грамотного общенияЗанятие-практикум2)Я и мои друзья1Воспитывать учащихся любить, ценить, понимать, уважать окружающих их людей(друзей)Беседа - игра3)Говорящий портфель1Воспитывать, приучать детей к порядку, аккуратности, бережному отношению, любовь к учебникам и другим вещамИгра, беседа4)Эта добрая, добрая сказка1Воспитание у учащихсяТаких качеств как: интерес к литературным произведениям, умения ценить прекрасное в сказках.Игра - практикум5)О детском чтении2Воспитывать интерес к формированию интеллектуальных умений, желания читать, развивать читательский интерес ребенка, воспитывать культуру чтения школьникаРодительское собрание с участием детей, викторина.6)В гостях у дедушки Этикета1Воспитывать правильное поведение в общественных местах, в гостях, школе и дома.Викторина7)Поступки людей2Воспитывать у учащихся понимать красивые и некрасивые поступки в поведенииБеседа, ситуативные игры8)Музыка, песни военных лет1Воспитывать у учащихся любовь, интерес, понимание музыки и песен Великой Отечественной войны.Музыкальная композиция9)Природа – ты прекрасна2Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.Экскурсия, внеклассное занятие Уровень эстетического воспитания после проведенных занятий Уровень эстетического воспитанияСравнительный анализ показал, что проведённые занятия по эстетическому воспитанию у детей с ОВЗ возрос на 32%. Это свидетельствует о хороших показателях проведенной работы. Только целенаправленная воспитательная работа позволит детям с ОВЗ прикоснуться к миру прекрасного расширить их мировозрение. На занятиях мы учились быть добрыми, отзывчивыми, помогать взрослым и друзьям……… Неотъемлемая часть эстетического воспитания, являются занятия спортом А, однажды к нам на занятие пришел настоящий Дед Мороз и подарил нам подари за хорошее поведение. И мы не остались в стороне и вместе с Евгенией Викторовной изготовили на уроке труда для дедушки Мороза оленей. Теперь Дед Мороз успеет подарить подарки каждому ребенку…. И был праздник, веселый Новый год и все мы радовались этому празднику….. После каникул, в школе объявили конкурс: СОС спасите птиц!Мы с радостью приняли участие и вот, что у нас получилось…… Спасибо за внимание!!!