Презентация для выступления на конференции или методобъединении
«Роль педагогического мастерства учителя в создании мотивирующей образовательной среды для успешного изучения иностранных языков»Презентацию подготовила : Хмырова Ирина Александровна Учитель английского языка МБОУ СОШ №1
На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.
Формирование мотивации – это не "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера уча-щихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Без педагогического мастерства невозможно создать успешное изучение языка.
«Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».
Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, впроцессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).Участие детей в различных формах дискуссии.Формирование понятий и организация на их основе своих действий.Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.Смена деятельности.
Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей средыПоощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но являетсяпервым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения? дидактические игры и упражнения;личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;внеклассные мероприятия по предметам;творческие работы учащихся по разным предметам;проведение предметных олимпиад;использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.)
Каждый учитель использует свои методы для развития мотивации в изучении языка. Использование разных форм и методов работы приведёт к успеху.В своей практике чаще использую ИКТ, метод сотрудничества, аудио/ видео материалы и диспуты.Остановлюсь на сотрудничестве, так как это всегда сближает и учит помогать друг другу.
Student team learning (STL, обучение в команде) Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам: а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения. б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.
Jigsaw («Ажурная пила») Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Методическая работа с аудио/видео материалом традиционно выстраивается преподавателем в три этапа: подготовительный, текстовый или демонстрационный (непосредственная работа с видео/аудиоматериалом) и послетекстовый или (последемонстрационный). 1 этап- подготовительный. Перед прослушиванием и просмотром аудио/видео материала преподавателю важно снять лексические и языковые трудности, связанные с пониманием речи носителей языка. С этой целью можно предложить задания, направленные на активизацию словарного запаса обучающихся, восстановление и обобщение уже имеющихся в их памяти знаний по теме аудио/видео текста. Определите, о чем пойдет речь в фильме по заголовку; до начала просмотра видео определите верные или ложные утверждения, пользуясь здравым смыслом; просмотрите список новых слов и определите тематику фильма.
2 этап - текстовый (демонстрационный) включает упражнения, выполняемые во время прослушивания (While Listening). Чаще всего эти виды заданий направлены на извлечение интересующей нас информации. Преподаватель проверяет умения обучающихся ориентироваться в тексте, понимать, в какой части текста содержится необходимая информация. На этом этапе можно предложить следующие виды заданий: соотносите печатную информацию с озвученной речью носителя языка; прослушайте фрагмент текста u найдите место его пропуска в соответствующем графическом тексте; определите, какой из приведенных вариантов ответа – правильный (приводятся четыре - пять вариантов); расставьте номера в соответствии с логической последовательностью повествования аудио/видео текста; завершите следующие предложения, используя различные варианты пропусков: а) есть начало предложения, но отсутствует завершение текста; б) пропущена середина предложения; в) при наличии завершения предложения отсутствует его начало; найдите английские, русские эквиваленты слов в параллельном столбце, прослушав текст.
3этап- после демонстрационный этап (After Watching) включает упражнения, направленные на проверку понимания обучающимися содержания просмотренного фрагмента и подразделяются на три типа: репродуктивные, частично-продуктивные и продуктивные или творческие. Репродуктивные и частично-продуктивные виды заданий целесообразно предлагать обучающимся с низким и средним уровнем языковой компетенции, например: определите, соответствуют ли следующие предложения сюжету фильма или определите, какие из следующих высказываний не соответствуют сюжету фильма; ответьте на следующие вопросы. Преподаватель предлагает общие, разделительные вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Затем могут следовать альтернативные, специальные вопросы. Творческие упражнения предлагаются обучающимся с высоким уровнем языковой компетенции. К этому виду заданий относятся пересказ сюжета, обсуждение проблем фильма в малых группах, преобразование материала (теленовости - письменное представление новостей - рассказ)