Презентация на тему Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий


Формирование ключевых компетенций учащихся на основесовременных образовательных технологий Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками. В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании Традиционный Компетентностный Главная идея: знания приводят к личностному успеху. Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем. Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний. Решение проблем – смысл образовательной деятельности. Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.Компетенция:  круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:Запомнить и ответить – это накопление знаний;Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;Узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – проявление навыков;Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность. Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным Результат традиционного образования Результат компетентностного образования Знания – это информация, присвоенная человеком Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями Навыки – это действия, выполняемые автоматически Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически Компетентность – это непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности До настоящего времени в нашей стране не выработана единая классификация ключевых компетентностей. Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие компоненты и различия.Можно говорить о формировании:коммуникативной компетентности, включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию;информационной компетентности, включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов;компетентности решения проблем, включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность. Важное место среди ключевых образовательных компетенций отведено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на компьютерной грамотности учащихся. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого и интеллектуального потенциала школьников. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее (использование визуальной информации, интерактивного демонстрационного материала, тренажеров). ИКТ активизируют самостоятельную поисковую работу учащихся.