Культура личности студента в условиях информационного общества


Культура личности студента в условиях информационного обществаПрезентация преподавателя гуманитарных и социально-экономических и дисциплин Никулиной Т.М. Понятие «культура»Культура (от лат. Cultura,— возделывание)., т.е. изначально термин обозначал вид деятельности, связанный с возделыванием, обрабатыванием земли. Такой вид деятельности, когда человек воздействовал на необработанную почву и делал ее пригодной к выращиванию сесхозпродуктов. В дальнейшем термин стал применяться в широком смысле. 2.Культура- это тот искусственный мир, который создал человек, чтобы поддерживать себя в своем человеческом существовании. 1. Культура- это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом за весь исторический период. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.1. Физическая культура2.Политическая культура3. Правовая культура4.Экологическая культура5.Экономическая культура (культура потребления, культура управления, культура производства и т.п.)5.Мораль 6.Этика 7. Наука и образованиеХудожественная культура и т.д. Формы культуры: различают в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень. Элитарная – культура (искусство) высокого уровня, культура «не для всех», создаваемое профессиональными мастерами. Рассчитана на узкий круг потребителей (культурную элиту - интеллигенцию) Произведения сложные по форме и содержанию Главная цель автора – стремление к самовыражению. Возникает отличительный стиль жизни. Постепенно, система ценностей и норм поведения представителей элитарной культуры отрывается от народной культуры. Марк Шагал. Над городом. Элитарное искусство: Пабло Пикассо:1. Дриада 1908 г Эрмитаж2. Женщина в голубом… 3. Плачущая Дора Маар( муза Пабло Пикассо 1935-1945 г) Народная культура — это культура широких народных масс. Проявляется в обычаях и традициях, которые отражают моральные нормы и ценности народа. Включает танцы, песни, былины, предметы народного быта. Русский народный костюм 18-19 века. Массовая культура. В XX веке возникло феноменальное явление –« массовая культура» – культура упрощенная, стандартизированная, приспособленная к примитивным потребностям масс. Главная функция такой культуры – развлекать. ЛИЧНОСТЬ - (от лат. persona –маска, роль актера). Из биологического организма благодаря различным видам социокультурного опыта развивается Личность.. «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей». В процессе усвоения культурных ценностей формируется личность.Индивид — отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств. Формирование личностиЧеловека как личность формируют внутренние и внешние факторы:Внутренние факторы – это индивидуальные особенности личности (индивидуальность – уникальные особенности личности).1) темперамент - особенности нейродинамической организации индивида;2) потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (нужды в определенных условиях жизнедеятельности), мотивы (побуждения к деятельности) и направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности);3) когнитивно-познавательная сфера; Т.Е. все психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio - знание, познание).(память, внимание, логическое мышление…)4) эмоционально-волевая сфера; ( эмоции относят преимущественно к аффективным процессам,)5) характер - совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;6) способности; Внешние факторы - это среда, в которой происходит формирование личности, ее социализация.Социализация - (от лат. socialis —общественный), процесс усвоения человеческим  индивидом  знаний,норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация складывается из двух кругов:· Малая социализация – усвоение индивидом опыта культуры через общение и узкий круг людей, которые окружают его непосредственно (родители, друзья, учителя).· Большая социализация – результат вхождения человека в большой круг культуры, усвоение конкретных аспектов общечеловеческого коллективного опыта (литература, образование, религия,СМИ, государственные органы и т.д.) .Воспитание — целенаправленное воздействие на формирование личности. эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. т.е. Самосвоспитание. Важнейшей задачей формирования культурной личности является воспитание духовно-нравственной личностиДуховность проявляется в стремлении человекастроить свои отношения с окружающим миром наоснове добра, истины, красоты, строить своюжизнь на основе гармонии с окружающим миром.Одним из сильнейших источников духовностиявляется совесть, а проявлением духовности любовь.  Понятие «совесть»о. Александр Ельчанинов о СОВЕСТИ:«Что такое постоянное чувство неудовлетворенности, беспокойства — обычное наше чувство — как не заглушенный голос совести, говорящий в нас помимо нашего сознания и часто помимо нашей воли о неправде нашей жизни. И пока мы живем наперекор данному нам светлому закону, этот голос не умолкнет, так как это голос Самого Бога в нашей душе. Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом. Лев Толстой.  СОВЕСТЬ — пособность человека, критически оценивая себя,  внутренний регулятор нравственного поведения человека. Культура поведения – это неотъемлемая часть духовной культуры общества.Культура поведения — совокупность форм повседневвного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы. К. п. раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Каждый из них личность! Но они могут быть и такими…..Девиантное поведение подростков. И такими останутся без нас – педагогов… Работа педагога. Конкурс между групами по теме «Этика поведения». Студенты выполняют ряд практических заданий.Н-р, составить слоган против мата:Лучшее определение: «Будешь ты ругаться матом – станешь ты дегенератом» (Сава … 391 гр.) 2. «Помни сантехник и депутат- очень вредит здоровью мат» (291 гр. Котиков В.)3. «Если матом не ругаться – все будет в жизни получаться» ( 21 гр Григорьев К.) Класные часы и огоньки, посвященные этике отношений юношей и девушек Эстетическое воспитание - это формирование идеалов, вкусов, потребностей в красоте, способность понимать, сохранять и творить прекрасное. На рубеже XX — XXI веков сформировалось новое ИНФОРМАЦИОННОЕ общество. Фактически речь идет о новой, информационной цивилизации, связанной с колоссальным, не виданным ранее влиянием современной «индустрии информации» на все стороны жизнедеятельности человека.Аудиовизуальная медиакультура серьезно потеснила печатное слово, а экранные формы творчества постепенно сменили традиционные искусства, либо служат новыми средствами их тиражирования. В результате изменилась социально-культурная ситуация в мире в целом. Кроме того отмечается серьезный кризис духовности в связи с новой.духовно-нравстенной парадигмой .Главной задачей общества должно оставаться - поддерживать и культивировать идею нравственного здоровья.