Научно-практическая конференция на тему: Влияние общей и мелкой моторики на развитие детей раннего возраста.
II городская научно-практическая конференция «Система дошкольного образования: практика, проблемы, перспективы»из опыта работы на тему: «Влияние общей и мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста»Выполнила: воспитатель I-ой младшей группы МБДОУ детского сада «Теремок» Куулар Ч.С.
Содержание1. Актуальность проблемы.2. Анализ литературы по проблеме.3. Цель и задачи.4. Создание условий.5. Организация образовательной деятельности.6. Работа с родителями.7. Выводы.
1.Актуальность проблемы Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми раннего возраста.В настоящее время возникает проблема дополнительного развития двигательной функции ребенка, особенно движений пальцев рук, так как именно моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение и, собственно, речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев…».
2. Анализ литературы В своей работе я использую Основную общеобразовательную программу МБДОУ, разработанную в соответствии с ФГТ, а также комплексную программу «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой и методическое пособие В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Для более углубленной работы по данному разделу я изучила дополнительные методические пособия:- Светлова И. «Форма» и «Логика»,- Шоюн А. «Салгынчыгаш» ясли садик уругларынга номчулга сеткуулчугеш,- Павлова О.В. ФГТ «Художественное творчество» Комплексные занятия первая младшая группа,- Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми» от рождения до 3 лет,- Павлова Л.Н. «Раннее детство: познавательное развитие» от 1-3 лет,- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» система работы в первой младшей группе,- Богатырева О.О. «Самые маленькие в детском саду из опыта работы московских педагогов
3. Цель и задачи. В начале 2014-2015 учебного года в нашу группу поступило 27 воспитанников, из них 2 ребенка с кратковременным пребыванием. Я провела анализ уровня освоения детьми программы области «Коммуникация». Показатели развития всех компонентов устной речи показали низкий уровень . Поэтому я поставила перед собой: Цель: Развивать все компоненты устной речи у детей раннего возраста через решение следующих задач:* Способствовать развитию речевой и двигательной активности у детей.* Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
4. Создание условий Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно–развивающая среда, но для достижения положительных результатов в работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:1. Созданы картотеки подвижных игр и упражнений для развития общей моторики, а также картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики с учётом лексических тем.2. С помощью родителей мы приобрели: - настольно – печатные игры:
- дидактические игры и игрушки: «Домашние животные», «Мебель», шнуровки, застегивание , кнопки, разноцветные мячики, массажные мячики, машинки для складывания геометрических фигур, разноцветные кубики, большие геометрические фигуры, разноцветные лошадки
- настольный театр по сказке «Колобок» 3. Подобраны физкультминутки по лексическим темам.4. Изготовлены своими руками: - театры: пальчиковый «Теремок», настольный «Репка;
- дидактические игры и игрушки: «Овощи», «Фрукты», «Лесные звери», «Животные», «Времена года», «У кого кто», «Найди ключик», «Найди пару»; «Геометрические кубики», «Разноцветные мячики», «Пирамидка»
- массажные коврики
5. Организация образовательной деятельности. Организация деятельности между взрослыми и детьми в любой образовательной области, в том числе и «Коммуникация», проходит через следующие виды:* Самостоятельная деятельность детей;
* Совместная деятельность педагога с детьми:- Непосредственно – организованная образовательная деятельность;
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
* Совместная деятельность с родителями.
Образовательный процесс с детьми проходит через такие формы работы, как: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. В своей работе с детьми я использую следующие методы и приёмы:- словесный (указания, объяснения, просьбы);- наглядный (образец, показ предметов, действий);- игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные). Образовательная область «Коммуникация» интегрирует со всеми образовательными областями:
Физическая культура Развитие речевых навыков в процессе накопления и обогащения двигательного опыта детей. А речевое сопровождение во время их проведения развивает все компоненты устной речи, способствует развитию эмоциональности и навыков общения.
Здоровье Развитие речевых навыков в процессе воспитания культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В процессе общения воспитателя с детьми во время режимных моментов у детей формируется ручная умелость (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку и вилку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.
Познание Развитие речевых навыков в процессе формирования у детей раннего возраста познавательных интересов непосредственно через взаимодействие с предметами. В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания, в результате чего обогащается словарь, развивается монологическая речь, воображение.
Художественное творчество Развитие речевых навыков в процессе развития продуктивной деятельности и детского творчества. Действия с разнообразными изобразительными материалами (карандаши, фломастеры, пластилин) развивают мелкую моторику, обогащают словарь, развивают диалогическую речь, формируют культуру общения детей.
Социализация Развитие речевых навыков в процессе развития общей и мелкой моторики в разных видах игровой деятельности. В разных видах игр (сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных) у детей при взаимодействии с игрушками развиваются моторные навыки, все компоненты устной речи.
Чтение художественной литературы Развитие речевых навыков при формировании интереса и потребности в чтении. Использование пальчиковых игр, имитационных движений и звукоподражаний животных и птиц при ознакомлении детей с художественной литературой развивает у детей все компоненты устной речи, желание знакомиться с новыми художественными произведениями.
Труд Развитие речевых навыков в процессе развития трудовой деятельности. В процессе самообслуживания и выполнения элементарных трудовых поручений у детей развивается общая и мелкая моторика, которая способствует активизации словаря и закреплению форм вежливого обращения.
6.Работа с родителями Тесное сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач: 1. индивидуальные рекомендации и беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;
2. Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.
В течении года провели:1. Консультации: «Особенности адаптационного периода»; «Как преодолеть капризы»; «Что делать если ребенок кусает других детей»; «Растим здорового ребенка»; «Развитие навыков безопасного общения с незнакомцами»; «О закаливании детского организма»; «Зарядка это весело»; «Плохой аппетит»; «Детская застенчивость»; «Как заинтересовать ребенка с занятиями физкультурой»2. Буклеты: «Знай правила дорожного движения»; «Книжка-малышка по ПДД»3. Анкета «Знакомство»4. Проведены родительские собрания по темам: «Знакомство с родителями»; «Выборы родительского комитета»; «Внедрение ФГОС»; «Подготовка к проведению новогоднего утренника»«Посещения на дому в течении учебного года»; «День открытых дверей для родителей в течении года»; «Озеленение и благоустройство участков, совместно с родителями»; «Отчет воспитателей о проделанных работ за год»5. Участие родителей в конкурсах, выставках, поделках, акциях:Конкурс «Снеговиков» заняли 2 место
В национальном празднике «Шагаа» участвовали в конкурсах: «Аът чарыжы», «Ча-согун адары», «Перетягивание каната», «Тевек»; танец «Челер-ой», игра «Аскак-кадай»,-общекомандное заняли 1 место
По устному народному творчеству: «Скороговорки», «Частушки», «Узун-тыныш»-общекомандное заняли 2 место; Конкурс «Военных песен»заняли 2 место.
Выставка «Национальных кукол»- заняли 1 место; Выставка подделок «Военной техники» заняли 3 место.
Акция «Наша дружная семья» заняли 1 и 3 место
Участие в муниципальном конкурсе «Лучшая группа» заняли 2 место; Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Птицы наши пернатые друзья» среди младших групп наша воспитанница Сарыглар Анна заняла 2 место
3. Выставки детской литературы;
4. Выставка игр и пособий для развития мелкой моторики;
Адаптация детей прошла успешно. Следует отметить, что в течение года проведена большая работа по снижению заболеваемости в период адаптации. В период подъема простудных заболеваний в группах проводились дополнительные профилактические мероприятия. Постепенно контролировались прогулки, закаливающие мероприятия, проветривание, питьевой, двигательный режим, что способствовало снижению заболеваемости, а так же была проведена работа с родителями вновь поступающих детей.За год малыши подросли и многому научились. Все дети стали понимать устную обращённую речь, все могут показать предмет, названный взрослым. Намного улучшилась речь детей, все дети заговорили. Легко произносят услышанные стихи и песни. Дети заговорили сложными фразами.Ребята рассказывают об увиденном, хотя иногда и отрывочными фразами, но это присуще их возрасту. Произношение у большинства детей правильное, за исключением звука р и шипящих. Речь малышей стала более развитой, благодаря «Потешкам» и «Пальчиковым играм», «Сюжетнно-ролевым», «Настольно-печатным», «Хороводным» играм. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторике рук. Видны результаты работы на лепке, рисовании.На начало учебного года у некоторых детей наблюдается отсутствие навыков и умений на 90 %. К концу учебного года наблюдается повышения уровня знаний по всем образовательным областям на 60 %. Эти проценты отразила в диаграмме7.Выводы
Анализ уровня освоения программы в области «Коммуникация», проведённый на конец года показал положительную динамику по развитию всех компонентов устной речи. На основании проделанной работы по данной теме можно сделать следующие выводы:- Создание предметно – развивающей среды способствовало развитию общей и мелкой моторики, что активизировало речевые навыки детей.- Целенаправленное и систематическое использование в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование моторных навыков способствовало обогащению речи детей.- Тесное взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе над речью детей.- Интеграция области «Коммуникация» в ходе реализации других областей способствовало успешному освоению детьми раннего возраста основной общеобразовательной программы. В дальнейшем буду проводить работу по развитию всех компонентов устной речи, уделяя развитию общей и мелкой моторики большое внимание.