Психологическое сопровождение адаптационного процесса на разных возрастных этапах обучения учащихся в школе
Городской семинар для заместителей руководителей общеобразовательных учебных заведений по учебно-воспитательной работе г.Симферополя Козырева Антонина Семеновна, заместитель руководителя по УВР ОШ № 4 Могилова Инна Валериевна, заведующая ЦППСР СГМЦ процесс приспособления к новым условиям и требованиям среды, результатом которого должна стать приспособленность, которая является показателем жизненной компетентности индивида.Адаптация психологическая – процесс приспособления ученика как личности, к существованию в школе, согласно с его требованиями и личными потребностями, мотивами и интересами, а также способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. приспособление человека к условиям социальной среды предполагает: адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; адекватную систему отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде. формирование умения учиться;формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;развитие учебной мотивации, интересов;развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;формирование умения добиваться успеха, правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе. Психологическая диагностика Рекомендацииконсультации Коррекционно-развивающие мероприятия Анализ результатов Наблюдение за поведением на уроках и переменахЭкспертная оценка учителямиАнкетирование родителейСКРИНИНГ:Изучение самочувствия и настроения, тревожностиСамооценкаМотивация обученияОтношение в классе, социометрия Результаты психологического исследованияРекомендации учителямСостояние здоровья учащихся (врач)Учебная успешность (учитель)Планирование дальнейшей работы с учащимися
Атмосфера доброжелательности, искренностиСоздание ситуации успехаИндивидуальные и групповые формы работыНестандартная ситуация на урокеОптимальный темп и ритм урокаДинамические паузыПик умственной активности – вторая половина урокаСвоевременное окончание урока «Дети придают вашей жизни наполненность, которая без них невозможна.»Джек Николсон Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе.Поэтому весь прогресс зависит только от людей неразумных.Бернард Шоу Субботина Наталья Сергеевна, практический психолог ОШ №4