«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»


@@@@Педагогическое кредо: «Через тернии к звездам» Горбачева Наталья Алексеевна Учитель русского языка и литературыСтаж работы – 8 летptakha-82@mail.ruНОУРО «Семеновская православная гимназияИмени святого апостола и евангелиста Луки»г. Семенов 2015 год «Активизацияпознавательной деятельности учащихсяна уроках русского языка и литературы посредством применения ИКТ» Тема педагогического опыта Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.» Л.Н.Толстой Научно-исследовательские условия: Поиск и обработка информации в сети Интернет Работа тематическими сайтами, электронными базами данныхМетодические условия: Деятельный метод обученияНаглядные методы обученияОбъяснительно-иллюстративный метод обученияИспользование ИКТОрганизационно-педагогические условия:Участие в работе профессиональных педагогических сообществ, педагогических методических советахСамообразованиеСамоанализ деятельности Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и использование в педагогическом процессе информационно-коммуникационных технологий. Актуальность Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, а в перечне образовательных технологий, предлагаемых современной школе в рамках этого проекта, значительное место принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. В концепции стандартов общего образования нового поколения в содержание образования закладывается развитие новых активных процессуальных умений:самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;работать в группе и принимать решения;использовать информационно-коммуникационные технологии.  Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это один из самых рациональных способов повышения  эффективности обучения и самообучения,  активизации познавательной деятельности ученика, повышения качества образования в целом. Теоретическое обоснование: Основу опыта составляют важные особенности применения информационно-коммуникационных технологий обучения как средства создания условий для развития познавательной активности обучающихся.  ФГОС ставят  владение информационными технологиями одним из важных умений педагога и учащегося, что создает совершенно новый стиль мышления, иные подходы к оценке и решению учебных проблем.Формирование познавательных  и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы, создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.  Использование ИКТ открывает для меня новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность. Цель опыта:создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературыЗадачи: способствовать созданию информационно - коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности; развивать мотивацию и интерес к русскому языку, литературе через использование ИКТ; уметь работать в тесном сотрудничестве, коллективно, совместно с учителями; внедрять ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического мышления, развития рефлексии; повышать уровень качества знаний; воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета. научные исследования Г.И. Щукиной, раскрывающие пути формирования познавательного интереса учащихся через содержание учебного материала, самостоятельную деятельность школьников, создание положительной эмоциональной атмосферы; идея развивающего обучения (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов). Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании; идея использования новых информационных технологий (И.В. Роберт, П.И. Самойленко). По мнению учителей-современников Архиповой Н.П., Бахтияровой Е.М., А.В. Даринского компьютерные технологии предоставляют учителю возможность организовывать групповую и индивидуальную виды работ на уроке. По мнению современных педагогов Акифа Л.М., Алпатова Т.А., Корнеев В.П. традиционная схема «учитель – ученик – учебник» неэффективна сегодня. Поэтому в схему обучения вводится такое звено, как компьютер, а информационные технологии занимают все большее место в образовательных дисциплинах. Представляемый опыт опирается на ведущие педагогические идеи Деятельностный аспект использования ИКТ на уроках русского языка и литературы Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Презентации Виртуальные экскурсии 䀉ȁC*ǡ쎀οGroup 14ྃРྟྠ@Электронные словари, справочникиྡ !ࠆ!Ep︀ྪ!Йྦ6ɀҀۀऀୀ඀࿀ሀᑀ ᣀɸxᅲशᘗ౶䀍ȁC*ǡ쎀οGroup 26௿єྟྠ*Ресурсы сети Интернетྡ ࠆEp︀ྪЙྦ6ɀҀۀऀୀ඀࿀ሀᑀ ᣀɸxᅄօᗭࣅ䀎ȁC*ǡ쎀οGroup 29ࣅŞಢ䀤ਂгlǯЂ㇠ঽЃ徐‚뛐ѓ徐„뛐‡їƿǖǿ̿쎀οText Box 31ᆵ׮ᕽࡎєྟྠ*Электронные тренажерыྡ ࠆEp︀ྪЙྦ6ɀҀۀऀୀ඀࿀ሀᑀ ᣀʈx௒ഔၷၑ䀏ȁC*ǡ쎀οGroup 32섅Ŀƿǖǿ̿쎀οPicture 36ڊഔଳၑŗಢ䀠ਂгlǯЂ殠হЃ徐‚뛐ѓ徐„뛐‡їƿǖǿ̿쎀οText Box 37ۼൽૄ࿝іྟྨ噄⁄䌬Dꄀ‏ࠀ؀ਈࠀĀ܀ࠀ䔀̀̀瀀юꨀ⨏Ѐ܀ऀĀ܀ᤀ̀܀ऀꘀ㘏Ѐఀ䀀耀쀀䀀耀쀀䀀耀쀀ༀЀ竰䈀ਁࣰᄀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 ㌀㠀ကࣰࠀ䘇鴅䌈༈Ѐ竰䈀ਁࣰሀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 ㌀㤀ကࣰ騀㴋鐎⼑།Ѐ竰䈀ਁࣰ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㈀ကࣰ㈀樊鐎谑༊Ѐ竰䈀ਁࣰᘀ@耀대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㌀ကࣰ䌀樈鐎༈Ѐ竰䈀ਁࣰᜀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㐀ကࣰ嬋딍⼍།Ѐ竰䈀ਁࣰ᠀@䀀대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㔀ကࣰ팈⼉།Ѐ竰䈀ਁࣰᤀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㘀ကࣰ猀㠈栊༇Ѐ竰䈀ਁࣰᨀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㜀ကࣰꀀ甅笌戌༇̀困ༀЀ磰Āऀჰ茀대⠀Ȁ਀ࣰᬀ@Ā䌀଀⫰Ѐ缀老ዃ뼀Ȁ䜀爀漀甀瀀 㐀㠀 Ƃಢ䀮ਂгlǯЂ㭀ঽЃ徐‚뛐ѓ徐„뛐‡їƿǖǿ̿쎀οText Box 16¬౳֧༥ЮྟྠNИллюстративно – информационный материалྡ (ࠆ(Ep︀ྪ(Йྦ6ɀҀۀऀୀ඀࿀ሀᑀ ᣀɰxкࠩ֓୥䀊ȁC*ǡ쎀οGroup 17ྃРྟྠ@Электронные словари, справочникиྡ !ࠆ!Ep︀ྪ!Йྦ6ɀҀۀऀୀ඀࿀ሀᑀ ᣀɸxᅲशᘗ౶䀍ȁC*ǡ쎀οGroup 26௿єྟྠ*Ресурсы сети Интернетྡ ࠆEp︀ྪЙྦ6ɀҀۀऀୀ඀࿀ሀᑀ ᣀɸxᅄօᗭࣅ䀎ȁC*ǡ쎀οGroup 29ࣅŞಢ䀤ਂгlǯЂ㇠ঽЃ徐‚뛐ѓ徐„뛐‡їƿǖǿ̿쎀οText Box 31ᆵ׮ᕽࡎєྟྠ*Электронные тренажерыྡ ࠆEp︀ྪЙྦ6ɀҀۀऀୀ඀࿀ሀᑀ ᣀʈx௒ഔၷၑ䀏ȁC*ǡ쎀οGroup 32섅Ŀƿǖǿ̿쎀οPicture 36ڊഔଳၑŗಢ䀠ਂгlǯЂ殠হЃ徐‚뛐ѓ徐„뛐‡їƿǖǿ̿쎀οText Box 37ۼൽૄ࿝іྟྨ噄⁄䌬Dꄀ‏ࠀ؀ਈࠀĀ܀ࠀ䔀̀̀瀀юꨀ⨏Ѐ܀ऀĀ܀ᤀ̀܀ऀꘀ㘏Ѐఀ䀀耀쀀䀀耀쀀䀀耀쀀ༀЀ竰䈀ਁࣰᄀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 ㌀㠀ကࣰࠀ䘇鴅䌈༈Ѐ竰䈀ਁࣰሀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 ㌀㤀ကࣰ騀㴋鐎⼑།Ѐ竰䈀ਁࣰ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㈀ကࣰ㈀樊鐎谑༊Ѐ竰䈀ਁࣰᘀ@耀대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㌀ကࣰ䌀樈鐎༈Ѐ竰䈀ਁࣰᜀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㐀ကࣰ嬋딍⼍།Ѐ竰䈀ਁࣰ᠀@䀀대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㔀ကࣰ팈⼉།Ѐ竰䈀ਁࣰᤀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㘀ကࣰ猀㠈栊༇Ѐ竰䈀ਁࣰᨀ@대଀勰缀뼁ЀЀ缀Ā뼀ᄀ쀀瀁쬀送$혀ā＀᠁᠀㼀ࠃࠀ耀Ⴣ뼀Ȁ䰀椀渀攀 㐀㜀ကࣰꀀ甅笌戌༇̀困ༀЀ磰Āऀჰ茀대⠀Ȁ਀ࣰᬀ@Ā䌀଀⫰Ѐ缀老ዃ뼀Ȁ䜀爀漀甀瀀 㐀㠀 Иллюстративно – информационный материал Создание проектов Дидактический материал Электронные словари, справочники Ресурсы сети Интернет Электронные тренажеры Интернет конкурсы и олимпиады DVD ,CD Игры Диапазон личного вклада в развитие образования: Новизна Применение средств ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и современным. В моей творческой лаборатории накопилось много готовых медиаресурсов, которые я систематически использую на уроках и во внеурочной деятельности Диапазон ИКТ на уроках русского языка и литературы использую: как сопровождение объяснения: на слайдах кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, правила, опорные схемыкак информационно-обучающее пособие: на слайдах даны советы по организации собственной деятельности ученика по поиску, осознанию и переработке новых знаний, алгоритмы самостоятельной деятельности учащихся;для контроля знаний компьютера дает возможность быстрее и объективнее выявить уровень ЗУН обучающихся Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы мне позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве, учить их овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности; активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне, с интеграцией всех видов искусств; осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению (организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями). усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы мне позволяет: Формы и методыПрименение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. работа с компьютерными презентациями ,выполненными в программе PowerPoint.Соревновательные (игры, конкурсы, викторины)объяснительно-иллюстративный частично-поисковый исследовательский. организация компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями); использование творческих заданий на уроках  с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint;использование обучающе-контролирующих программ на уроках русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие  «Уроки русского языка» издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.).Метод проектов культурно-массовые мероприятия (вечера-встречи, литературные вечера, фестивали), с включением средств массовой информации (интервью, передача, фильм, ролик). Мои ученики Используя электронные учебники и словари, выполняют индивидуальные задания творческого характера. Готовясь к урокам литературы, пользуются сайтом WWW.LITRU.RU – Бесплатная электронная библиотека. Взаимодействуя в группах, учащиеся создают презентации к урокам. Старшеклассники работают с CD диском «Репетитор по русскому языку». Готовясь к ЕГЭ и ОГЭ, самостоятельно работают с электронным учебником «ЕГЭ без ошибок», с приложенными к нему тестами. При помощи всех возможностей этого электронного учебника («ловушки», подсказка, индикатор оценки знаний) учащиеся в комфортной обстановке могут получать знания, проверять умения и навыки, выявлять «западающие» темы, устранять пробелы. На элективных курсах и на занятиях по подготовке к ЕГЭ организую с учащимися работу на сайтах: WWW.GRAMMA.RU – Культура письменной речи. Экзамен, WWW.EGETESTONLINE.COM.–Русский язык. Онлайн-тесты, http://Letopisi.ru/ – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ, раздел «Русский язык». Для облегчения самостоятельной работы учащихся с Интернет-ресурсами каждому предложила таблицу « Полезные сайты». Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности Проект Книга памяти: След войны в моей семьеИсследовательская работа «Тайны конфетного фантика»«Своя игра» по творчеству А.С. Пушкина«Своя игра» по басням И.А. КрыловаИнтеллектуальная игра «Своя игра» по комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина для 9 клУрок –игра «Поле чудес» по литературе для 9 класса «Древнерусская литература и литература XVIII века»Лингвистический КВН для 8 клИгра «Корректор» (после изучения темы «Местоимения»)«Своя игра» по русскому языку для 5 кл «Загадки русского языка»«Лингвистический турнир» игра по русскому языку для 5 клУрок-игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский« (6 кл)«Своя игра» по теме: «Фольклор в русской литературе»«Своя игра» по русскому языку «Путешествие в страну русского языка» (урок – закрепление 5 кл)«Сказочные объяснялки» (урок-закрепление 5 кл)«Сказочные цветы» (внеклассное чтение 5 кл) Результативность Учебный год Предмет Процент за год 2010-2011 Русский язык 65% 2012-2013 Русский язык 71% 2013-2014 Русский язык 81% Доля обучающихся, имеющих «4» и «5» Русский язык – 72% Учебный год Предмет Процент за год 2010-2011 Литература 88% 2012-2013 Литература 87% 2013-2014 Литература 91% Литература – 87% Результаты качества знаний по русскому языку и литературе Результаты контрольной работы Первое полугодие 2014 -2015 уч. Год(активное использование ИКТ при подготовке к тестированию) Итоговая работа 2007-2008 уч. Год(без использования ИКТ при подготовке к тестам) Результаты изучения отношения к русскому языку и литературы среди учеников 5-10 классов (%) Эффективность применения компьютера на уроках русского языка и литературы Применение ИКТ в современном образовании Транслируемость практических достижений Два года назад с помощью Интернета открыла новое поле деятельности, как для моих учеников, так и для себя. Мои ученики принимают участие в дистанционных олимпиадах, организованных ЦТИ SNAIL и Интернет-порталом «Мир конкурсов». Сама я участвовала в конкурсах Диплом «Ариадна», 2012 За участие во II Всероссийском (с международным участием) конкурсе презентаций «ТопСлайд». Номинация: «Педагогические работники» Диплом «Талантоха», 2013 За победу (1 место) в I Всероссийском творческом конкурсе « Талантоха – педагогам и родителям». Номинация: «Творческие работы и методические разработки» Свидетельство «Инфоурок», 2013 За подготовку учащихся к участию во Всероссийском дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта «Инфоурок» Свидетельство «Инфоурок», 2013 За активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» Свидетельство «Инфоурок», 2014 За подготовку участников международного конкурса-игры по русскому языку «Ёж» Грамота ЦДО «Снейл», 2014 За организацию и проведение Международного Конкурса – игры по русскому языку «Ёж» Свидетельство «Инфоурок», 2014 За подготовку участников Международного Конкурса – игры по русскому языку «Ёж» Благодарность «Инфоурок», 2014 За подготовку учащихся к участию во Всероссийском конкурсе по русскому языку Свидетельство «Инфоурок», 2014 За помощь и активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» Свидетельство «Инфоурок», 2014 За подготовку к участию во Всероссийском конкурсе по русскому языку учащихся, ставших победителями (3 место) Диплом «Талантоха», 2014 За подготовку победителя (1 место) V Всероссийского творческого конкурса. Номинация: «Детские исследовательские работы и проекты» Литература Архипова Н.П. Уроки литературы с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. - М: Глобус, 2010. – 341 с.Буткин Г.А., Володарская И.А. Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Наука, 1980. – С.67-78.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: Слово, 2011. – 471 с.Даринский А.В. Методика преподавания гуманитарных дисциплин. – М.: Просвещение, 1996. – 391с.Концепция модернизации российского образования (минобрнауки.рф).Педагогический словарь http://psylist.net/slova/ped/.Большой психологический словарь. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко:Полат Е.С. Метод проектов на уроках. http://center/fio.ru/do/news.aspЩукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 345 с.Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М.: Учпедгиз, 1986. – 283 с.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Учпедгиз, 1986. – 353 с.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 554с. Спасибо за внимание!