Презентация Одаренные дети. Организация психолого-педагогического сопровождения
Презентацию составила: Борисова Л.Н.Ппсихолог, учитель ИЗО
Существует нечто более редкостное, более тонкое, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одарённость других.Элберт Грин Хаббард.
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьмиОдарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
В современной психологии насчитывается большое многообразие классификаций детской одаренности.Например, Г. Гарднером были описаны кинестетическая, пространственная, логико-математическая, музыкальная, лингвистическая и социальная одаренность детей.К.А. Хеллер рассматривал одаренность как многофакторную модель, в которой высокие индивидуальные достижения являлись результатом взаимодействия когнитивной (интеллектуальной, творческой, социальной), личностной (мотивация, интересы, Я-концепция) и социальной (климат в семье и школе, условия обучения, отношения со сверстниками) одаренностей.
В.С. Юркевич выделяет следующие виды детской одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, креативная, лидерская (социальная) и психомоторная (спортивная) одаренность.В.И. Панов классифицирует детскую одаренность по семи критериям. По критерию «Широта проявления» выделяется общая или специальная одаренность. По критерию «Тип предпочитаемой деятельности» - интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) одаренность.В современной психологии насчитывается большое многообразие классификаций детской одаренности.Д.Б. Богоявленская с соавторами выделяют пять критериев для классификации детской одаренности:
Типология детской одарённостиВ.Д. Богоявленской
По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделяются следующие виды одаренности:
По критерию «Степень сформированности» выделяются следующие виды одаренности: Актуальная одаренность - это уже достигнутые показатели одаренности. К актуально одаренным детям относятся дети, достижения которых отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости Потенциальная одаренность - это определенные психические возможности (потенциал) детей для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но в настоящий момент ещё не реализованные
По критерию «Форма проявления» выделяются следующие виды одаренности:- явная одаренность- скрытая одаренность
По критерию «Широта проявлений в различных видах деятельности» выделяются следующие виды одаренности:- общая одаренность - одаренность по отношению к различным видам деятельности- специальная одаренность – одаренность в конкретных видах деятельности (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
По критерию «Особенности возрастного развития» выделяются следующие виды одаренности:ранняя одаренность (вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности);поздняя одаренность
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность3. Испытывают радость от умственного труда4. Обладают высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер, глубиной и не традиционностью мышленияОсобенности, присущие одаренным детям:
Характеристика одаренных детейОпережающее познавательное развитиеотличаются широтой восприятияобладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметамиобладают отличной памятью в сочетании с ранним языковым развитиемПсихосоциальная чувствительностьобострённое чувство справедливости, нравственное развитие;предъявляют высокие требования к себе и окружающим;живое воображение;нетерпеливы и порывистынередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстникамиФизические характеристикивысокий энергетический уровень, спят они меньше обычного;их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Типы характеров одаренных детей1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.
Возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых правПубличного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей
Работа школьного психолога с одаренными детьми. Комплекс психодиагностических методикПсиходиагностика личностных качеств учащихся, влияющих на эффективность учебной деятельности.Изучение познавательной деятельности учащихся.Изучение биологических детерминант поведения и основ индивидуальности психологическими методами.Психодиагностика ума и таланта.Психодиагностика психосоциальной зрелости учащихся.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.Первая - создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка.Вторая - воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов.