Мотивация и потребности. Теории мотивации: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Мотивация и потребности. Теории мотивации: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИПодготовила : Волова А. Р.
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Мотивы- личностные побуждения к активности , причины поведения человека.Различают внутренние и внешние мотивы
Задачи мотивациипризнание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности;демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда;популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание;применение различных форм признания заслуг;поднятия морального состояния через соответствующую форму признания;обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.
Основные теорииСодержательные: основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать. Процессуальные: мотивации определяют не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения.
Содержательные теориитеория потребностей Маслоу;теория существования, связи и роста Альдерфера;теория приобретённых потребностей МакКлелланда;теория двух факторов Герцберга.
Теория Маслоу
Теория существования, связи и роста Альдерфера потребности существования; потребности связи; потребности роста. отличие от теории Маслоу — движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в
Теория приобретённых потребностей МакКлелландапотребность достижения (успеха)потребность соучастия (причастности) потребность властвования.
Теория двух факторов Герцберга Факторы условий труда:политика фирмы;условия работы;заработная плата;межличностные отношения в коллективе;степень непосредственного контроля за работой.
Мотивирующие факторы:успех;продвижение по службе;признание и одобрение результатов работы;высокая степень ответственности;возможности творческого и делового роста.
Теория справедливости Адамса«Рабочий будет сравнивать себя с рабочим, врач с врачом, директор с директором» варианты итоговой оценки таких сравнений: недоплата,справедливая оплата,переплата.
Возможны три типа восприятия человеком справедливости дополнительных выплат: относительное равенство,абсолютное равенство,уравнительное равенство.
Индивид сравнивает два отношения: отношения между его собственным усилием и вознаграждением; аналогичное соотношение, воспринимаемое им при наблюдении за деятельностью других людей и сравниваемое с собственными усилиями и вознаграждением.
Модель мотивации Портера- ЛоулераВ модели Портера-Лоулера фигурируют следующие переменные:затраченные усилия;восприятие;полученные результаты;степень удовлетворения;вознаграждение.
Процессуальные теории Теория подкрепления Б. Скиннера.«поведение людей определяется их прошлым опытом»Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона. «поведение работника результат взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, ее восприятия.»