Презентация урока по психологии для учащихся техникума Психология общения. Содержание, виды, функции общения


ТЕМА:«Психология общения» 1 Цели занятия: познакомиться с новыми понятиями ,раскрыть значение общения, рассмотреть структуру и средства общения, виды общения, приемы невербальной коммуникации, сформировать навыки интерпретации невербальных сигналов в общении.2 3«Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» Г. Низами (ок. 1141 – ок. 1209), азербайджанский поэт и мыслитель Общение – это сложный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а так же процесс взаимного влияния, сопере-живания и взаимного понимания друг друга.4 5Потребности общения: 1. Аффилиация - актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. 6Потребности общения: 2. Демонстрация "Я"- потребность быть индивидуальностью 7Потребности общения: 3. Престиж - признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. 8Потребности общения: 4. Потребность в доминировании или подчинении- это стремление оказывать либо активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Либо потребность в подчинении другому лицу. 9Потребности общения: 5. Потребность в познании – необходимость получения новых знаний. Содержание общения Информация, которая в межиндиви-дуальных контактах передается от одного человека к другому10 Цель общения Отвечает на вопрос: ради чего человек вступает в акт общения?11 Средства общения способы кодирования передачи и расшифровки информации, которая передается с помощью органов чувств, знаковых систем, письменности, средств записи и хранения информации.12 Человек, передающий информацию называется - коммуникатор13 Получающий информацию – - реципиент.14 Классификация общения. Непосредственное общение Опосредованное общениеПрямое общениеКосвенное общениеМежличностноеМассовое общение15 Классификация общения.1.Непосредственное общение 16 Классификация общения. 2. Опосредованное общение 17 Классификация общения. 3.Прямое общение18 Классификация общения. 4. Косвенное общение19 Классификация общения. 5. Межличностное20 Классификация общения. 6. Массовое общение21 ТЕСТ «Умеешь ли ты общаться?»Инструкция: внимательно выслушай вопрос и напротив цифры вопроса поставь ответ «да» или «нет».1. Вы больше любите слушать, чем говорить?2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?З. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?4. Любите ли вы давать советы?5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику?6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?8. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы ее развивать?9. Вы любите быть в центре внимания?10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладали ли бы достаточными знаниями?11. Вы хороший оратор?22 КЛЮЧ К ТЕСТУЕсли вы ответили положительно на вопросы 1,2,3,6,7,8,9,10,11 засчитайте себе по 1 баллу за каждый из них. От 1 до 3 баллов - трудно сказать, то ли ты молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общителен, что тебя стараются избегать, но факт остает­ся фактом: общаться с тобой не всегда приятно. От 4 до 9 баллов - ты может и не слишком общителен, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. От 9 до 11 баллов - ты, наверное, один из самых приятных в общении собеседников. Вряд ли друзья могут без тебя обойтись. Это прекрасно! Возникает только один вопрос: не приходится ли тебе иногда играть как на сцене?  23 Виды общения:1. Вербальное24 25Виды общения:2. Невербальное Микрогруппа 1 (вербальное)Задача : соотнести интонацию и результат. Представители микрогруппы произносят определенную фразу с заданной им интонацией. Участники двух других групп стараются правильно отгадать: Как произнесена фраза?26жизнерадостно;строго;спокойно;тревожно;доброжелательно; Микрогруппа 1 (невербальное)Задача : показать возможные средства замены невербального общения Представители микрогруппы демонстрируют жесты. Участники двух других групп стараются правильно отгадать их значение.27 Подпирание ладонью щеки28 Руки сложены на груди в «наполеоновской позе»29 Руки на бедрах «руки в боки»30 Поднятый вверх указательный палец31 Постукивание пальцами о стол32 Микрогруппа 2 (вербальное)Задача : слушать собеседника, при этом говорить о своем (одновременно) склоняя собеседника на свою сторону увлекая своим монологом.Участники двух других групп стараются внимательно следить: кто первый перейдет на тему собеседника33 Микрогруппа 2 (невербальное)Задача : продемонстрировать позы и жесты, как средства невербального общения. 1. Представители микрогруппы жестом с помощью рук показывают «крылатые выражения» . Участники двух других групп стараются правильно угадать их значение и озвучить.2. Показать позой и жестами человека из группы, чтобы остальная группа отгадала.34 Микрогруппа 3 (вербальное)Задача : показать особенности коммуникативного общения. Представители микрогруппы передают заданную информацию. Участники двух других групп наблюдают за содержанием передаваемой информации. (сломанный телефон)35 Микрогруппа 3 (невербальное)Задача : показать возможные позиции сидящих в общении Представители микрогруппы садятся за столом в определенных местах. Участники двух других групп стараются дать обоснование позициям сидящих и их взаимоотношениям в общении. - обычная дружеская беседа; - максимум отстранения, нежелание общаться; - корпоративное поведение, общее дело; - конкуренция;36 Коммуникативные барьеры.Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер.37 Барьер эмоциональныйБарьер когнитивный Барьер речиБАРЬЕРЫБарьер отношенияБарьер смысловой


Барьер смысловой - взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл39 Барьер эмоциональный - интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения;40 Барьер отношения - взаимонепонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или как представителям определенных социальных групп;41 Барьер речи - возникает вследствие допущенных речевых ошибок (неправильный выбор слов, ошибки в построении сообщения, дефекты речи, неверная оценка способности партнера понять передаваемую ему; информацию, слабая аргументация и т.п.);42 Барьер когнитивный - возникает из-за разного уровня знаний (информированности) собеседников о предмете общения, различного уровня образованности и социального опыта.43 Вопросы для проверки1.Что такое общение и какую роль оно играет в вашей жизни и профессиональной деятельности?2. Давайте проверим вашу память, перечислите потребности общения?3. Коммуникативные барьеры?44