Презентация на тему: Нанайский этнос


НАНАЙСКИЙ ЭТНОС ТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯСредняя часть Нижнего Амура, долины рек Уссури, Сунгари, Тунгуски, Кура, Урми. Сёла располагаются по берегам озёр Болони, Петропавловского, Синдинского и др.; часть нанайцев живёт в городах Дальнего Востока – Хабаровске, Амурске, Комсомольске – на –Амуре, Николаевске – на – Амуре. ЧИСЛЕННОСТЬ Нанайцы – самая крупная коренная тунгусоязычная народность Нижнего АмураЧисленность составляет 1203 человека. ПРИРОДНЫЙ МИРВ лесных массивах преобладают хвойные породы деревьев (до 85 процентов): ель аянская, пихта белокорая, лиственница даурская, кедр корейский. Здесь также произрастают дуб монгольский, береза, осина, ясень, липа, бархат амурский, ольха. В районе широко распространен сбор лекарственного сырья, папоротника, ягод, грибов.Весьма многообразен животный мир. Здесь водятся черный и бурый медведи, енотовидная собака, волк, рысь, амурский барсук, харза, лисица, изюбр, кабан, косуля, норка, заяц. В реках и озерах ловится разнообразная рыба: лососевые, осетровые, верхогляд, лещ, сом, амур, налим, карась и другие. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС НАНАЙЦЕВ*Природа - живое существо, подобное человеку, к которому необходимо и относиться как к живому организму.*От природы можно взять лишь столько, сколько необходимо человеку для своей жизни и жизни семьи. *Нельзя оставлять не затушенным костер или огонь в тайге, на природе, чтобы не нанести ущерб ее богатству и человеку.*Нельзя загрязнять воду, реки, озера, ручьи отходами от добычи.*Нельзя без нужды рубить деревья, так как они живые существа.*Нельзя выщипывать у живой птицы перья, пух, в противном случае это скажется на самом человеке - он будет мучиться от болей, которые испытывает при этих действиях птица.*Запрещается выкалывать раненым животным глаза, издеваться над ними.*Нельзя оставлять в тайге, на месте промысла, во время праздника останки разделанных животных, не закопав их в землю, бросать кости, не подвесив их на дерево в том порядке, как они находились у данного животного, или, не сложив их в берестяную коробку, иначе перестанет происходить возрождение промысловых зверей и птиц. ОБРАЗ ЖИЗНИКак единая общность нанайцы сформировались относительно поздно. С 17 веке они были известны как гольды. В 19 веке гольды были наиболее крупной тунгусоязычной народностью, которая вела оседлый образ жизни. С середины 19 века через товарный обмен интенсифицируются связи с русскими, что способствовало процессу переселения нанайцев с притоков на берега Амура.Традиционные социальные институты: родовая организация, объединение родов доха, семья. Образ жизни нанайской семьи были тесно связаны с обычными повседневными условиями ее жизни, определялись теми особенностями природы и климата, в которых трудились ее члены и от которых в значительной степени зависели результаты их труда. От их умения учесть сложную связьприродно-климатических и хозяйственных явлений, многократно повторявшихся в течение поколений, зависело благополучие их семьи, коллективный опыт которой, а также опыт предков, были основой, неотъемлемой частью духовной культуры нанайского этноса. Нанайцы жили в крупных селениях - до 100 и более юрт в каждом, причём летом предпочитали жить в шалашах из берёсты или камыша. ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ В 20 веке наряду с рыболовством и охотой начали развиваться животноводство и земледелие. Традиционная экономика нанайцев носила комплексный характер, но, в зависимости от расселения, значимость отдельных хозяйственных составляющих менялась. В амурских селениях, ведущей была добыча проходной рыбы лососевых и осетровых пород. Нанайцы, живущие по притокам Амура, в большей степени занимались охотничьим промыслом, уходя за пушным зверем на сотни километров в тайгу. ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДАТрадиционный костюм нанайцев состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В качестве основного материала для шитья могла использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались.На голове носили войлочные шапочки или шляпы из берёсты и особый капюшон для защиты от комаров и мошки, а зимой - меховую шапку. Обувь состояла из своего рода сапог, т. н. «ута» , из кaбаньей или лосиной кожи. ТРАДИЦИОННАЯ ПИЩАПреобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения (зерно, овощи, ягоды). Широко распространена консервация рыбы способом вяления. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯУровень сформированности и развитости особых чертхарактера нанайцев непосредственно влиял на процесс воспитания, на цели воспитания, которые косвенно формировались через эту же характеристику его основных свойств характера (положительные качества личности, психический тип личности), то есть на воспитательные идеалы, семейные отношения, нравственныеценности, на воспитание трудолюбия и многое другое. Исторические традиции являются одной из важнейших движущих сил воспитания. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, ценности, идеи, нормы поведения, обычаи, обряды и т.д. Традиционная национальная культура воспитания - это та сфера материальной и духовной жизни народа, которая тесно связана с воспитанием детей и складывающаяся из предметов ухода за детьми, чувств, умений, знаний и навыков. Воспитание в нанайской семье особенно значимо, потому что забота о детях здесь - не благой призыв, а живая жизнь, притом в тяжелейших условиях. Педагогические знания находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с метеорологическими, астрономическими и другими наблюдениями за окружающей природой. Это значит, что повседневная жизнь нанайцев определяла характер многих воспитательных традиций. Трудовая деятельность и воспитание детейявляются основными проявлениями вековой борьбы человека за существование и продолжение своего рода, поэтому они тесно связаны и выступают в единстве. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕРЭтноним "нанай" означает: "на" - земля, "най" - человек, земля-человек, человек Земли. В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность - конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжур, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности.Нанайцы - крупнейший народ тунгусо-маньчжурской языковой группы с устойчивым и растущим этническим самосознанием, достаточно высоким образовательным уровнем, обладает собственными этнокультурными институтами, имеет хорошие потенциальные возможности к саморазвитию. Образ жизни нанайцев заложил основу их психического склада, который в результате естественного отбора привел к закреплению необходимых свойств и черт личности: физическая выносливость, живой ум, интеллектуальная гибкость, свобода в действиях, самостоятельность,внимательность, честность, сдержанность в выражении чувств, немногословие и понятие своей особости. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины - в 2, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. У мужчин была татуировка на лбу, на переносице и висках. Женщины носили 1 или несколько серебряных серёжек в ноздрях; кроме того, в ушах у них были серьги, чаще всего с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и у мужчин - серебряные или железные браслеты и серебряные или костяные кольца. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКАВоспитание детей внациональной нанайской семье строго соответствовало полу и возрасту ребенка.Девочек готовили к будущей роли женщины - хозяйки дома, воспитательницы детей,во всем подчиняющейся мужу, а мальчиков - к роли главного добытчика в семье,умелого охотника-промысловика и рыболова. Такая подготовка обычно заканчиваласьк двенадцати-тринадцати годам у девочек, когда традиционно происходилозамужество девочек, и четырнадцати-пятнадцати годам у мальчиков. Обращаетвнимание своей дальновидностью сложившаяся практика формирования благополучнойэмоциональной среды для ребенка, проявляющаяся в любви и заботе о ребенке,способах и приемах общения с ребенком, художественном оформлении его ближайшеюокружения, системе поощрений и наказаний, традиционном этикете взаимоотношенийв семье, обычае почитания и уважения старших, моральных заповедях инаставлениях молодым. МЕТОДЫ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ НАКАЗЫВАЛИ КРАЙНЕ РЕДКО.ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОТДАВАЛОСЬ МЕТОДАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:НЕРЕДКО ПРИБЕГАЛИ К УСЛУГАМ ШАМАНАК СЛОВЕСНЫМ ФОРМУЛАМ ОСУЖДЕНИЯДЛЯ ПРИМЕРЕНИЯ ДЕТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ЗАДАНИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ,СЛАЖЕННОСТИ, СПОКОЙСТВИЯ (РАСПУТАТЬ КЛУБОК ПЕРЕПУТАННОЙ НИТИ)НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ ПУГАЛИ КАРОЙ ЗЛЫХ ДУХОВ МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯКогда мальчик добывал первую дичь или рыбу, устраивался своеобразный ритуал с угощениями и подарками.Словесная похвала была немногословной. В ней заключалась идея: он самостоятелен, и труд его равноценен труду взрослых. Поощрение побуждало в ребёнке чувство гордости и желание ещё лучше трудиться в будущем. ЯЗЫК, ПИСЬМЕННОСТЬНанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Он содержит элементы общетунгусской и маньчжурской лексики, реликты древнеалтайских языков, в нем прослеживается влияние фонетики корякского языка, незначительная доля китайской лексики. Значительная часть нанайцев говорит на русском языке. В 1931 был разработан нанайский алфавит на основе латинской графики, в 1936 письменность была переведена на кириллицу. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫНанайцы верили в загробную жизнь, и духовной их жизнью руководил шаман. Почитали медведя, тигра, барса, носили их изображения и поклонялись их идолам в своих юртах.Религиозные верования нанайцев основывались на анимизме: небо, земля, горы, вода, тайга их воображением населялись всевозможными духами, влиявшими на жизнь и судьбы людей, которые разными средствами старались воздействовать на них, чтобы получить благоприятный эффект (например, молились в тайге у спец. дерева духам тайги, местности) . ШАМАНСКИЙ БУБЕН С КОЛОТУШКОЙ ШАМАНКА НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИПраздник новорожденныхДля обитателей приамурской тайги рождение ребенка всегда было праздником. А если женщина рожала двойню, то радость буквально не знала границ. Ребятишек укладывали в специальную берестяную колыбель, наполненную мягкими, шелковистыми стружками черемухи. Эти стружки, как показали современные исследования, обладали бактерицидными свойствами. Чтобы уберечь детей от «злых духов», разводили небольшие костры, на которых жгли ветки и листья багульника. Согласно народной медицине нанайцев, дым от сжигания багульника тоже имел лечебные свойства. Медвежий праздникМедведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Для того, чтобы еще раз укрепить родственные отношения с таким могущественным существом, а также увеличить количество медведей в промысловых угодьях рода люди и устраивали торжество. Праздник проводился в двух вариантах - пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. ТРАДИЦИИ*При женитьбе гольд (нанаец) уплачивал родителям невесты выкуп или давались взаимные подарки; нередко женили 15-16-летних мальчиков. Обычно гольд имел 1 жену, но более состоятельные могли содержать 2-3. *Иногда вдовец отдавал замуж дочь в обмен на девушку из той семьи, в которую посылал свою дочь. *Женщина считалась нечистой после родов в течение 1,5 месяцев: в этот период она должна была есть и пить из отдельной посуды. НАРОДНАЯ ИГРУШКА Игрушка – это своеобразный ключ к пониманию забытых обрядов, обычаев и символов, знаков и ритуалов. В ней отражаются философские и нравственные воззрения нанайцев. Игрушки изготавливались из самых разнообразных материалов: рыбьей кожи, плавников, костей рыбы, перьев птиц, ракушек, болотного мха, дерева, березового гриба, тальника, бересты, мха, ткани, бумаги, картона, железа. Традиционные игрушки условно подразделяются на три группы: игрушки девочек, игрушки мальчиков, и общие игрушки для обеих групп детей. Игрушки для девочек изготовлялись женщинами – матерями, бабушками, родственницами, игрушки для мальчиков - отцами, братьями, мужчинами родственниками. Мальчики играли с деревянными фигурками охотников, воинов, собачек, зверей птиц, которые в игре становились персонажами какого-нибудь бытового, мифического или шаманского сюжета. Среди игрушек для девочек значительна роль куклы «Акоан». Она имела плоскую форму и магический смысл, поэтому была лишена лица, рук и ног. Выполнялась из бумаги, ткани, рыбьей кожи, или бересты. НАРОДНЫЕ ИГРЫДетские игры воспроизводили различные эпизоды охоты и рыболовства, бытового уклада семьи. Среди игр нанайских девочек выделяет четыре: акоамба акоачийчи - игра в куклы, баликачи - игра в жмурки, акоанланди - играющие девочки и женщины, упираясь руками в бедра и изображая крылья, издавали крики различных птиц. К самым широко известным и ныне применяемым мальчиковым играм относятся: думэчи -фехтование на палках, мапакача - игра в медведя, вачамбачи - борьба, дувувури -прыжки через веревку, ходёркачи -стрельба из лука, депакачи - игра в мяч, анипоалачи - метание камней в цель, намбачи - попадание в цель из лука, пакачи - игра в мяч, гиоличи - гребля на лодке, амбакачи - игра в тигра, дачиокачи - игра в мяч с клюшкой, адиакачи - игра в калугу, апокачи - игра в нанайские шашки, тахтахари - фехтование на копьях и др. Зимние игры проводились в основном с использованием камусных лыж и собачьих упряжек, клюшки и мяча. ТРУД, РЕМЁСЛАВ семье обязательно были детские орудия труда и трудовые обязанности детей. Девочки в семье помогали выполнять женские работы: учились шить и вышивать, принимали участие в изготовлении одежды для членов семьи. Ей внушалось, что. Девочки с малых лет вместе с женщинами участвовали в сборе дикоросов, их переработке и заготовке, приучались различать съедобные растения, ориентироваться в тайге. В четыре года у мальчика были собственные лыжи, кленовый лук, стрелы с наконечниками, маленькая деревянная пика, нож за поясом, уменьшенные точные копии взрослых орудий промысла, маленькие нарты с упряжью и собачками, маленькие лодочки - оморочки с веслами. Традиционно мальчики должны были овладеть секретами охотничьего и рыболовного промыслов, простейшими навыками кузнечного, паяльного дела, декоративного искусства (например, резьба по дереву, чеканка и пр.) и другими домашними занятиями. ИСКУССТВООрнаментальное искусство нанайцев достигло высокого совершенства. Нанайцы декорировали большинство предметов своего обихода — одежду, обувь, головные уборы, домашнюю утварь, орудия рыболов­ства, охоты и т. д. Большого внимания заслуживает художественная отделка старинного жилища: орнаментировка карнизов окон и дверей, столбов. Украшались резьбой и погребальные домики кэрэн. По сюжету нанайский орнамент разде­ляется на животный, растительный и геометрический. При исполнении орнамента пользовались набором специальных орудий. Большую худо­жественную ценность имели женские вышивки (гладь и аппликация). Рисунок, изображающий деревья, драконов, птиц, пресмыкающихся, насекомых, всадников, человеческие фигуры, исполнялся прежде главным образом на предметах шаманского облачения, а также на кусках белой ткани или бумаги, служивших нанайцам своего рода иконами. Рисунки предварительно наносились черной тушью (контуром), а затем распи­сывались красками. В этих рисунках уже имелись элементы пейзажа и была налицо сложная многофигурная композиция, отдельные части которой подчинялись строгой симметрии.Деревянная скульптура нанайцев была значительно проще и грубее рисунков и носила архаические черты, сближавшие этот вид искусства “С шаманской скульптурой многих других народов Сибири. Нередко скульптурные фигуры слегка раскрашивались красной и черной красками.Из старых музыкальных инструментов следует отметить широко рас­пространенный в Сибири деревянный и металлический варган и однострун­ный смычковый инструмент, заимствованный, по-видимому, у китайцев. Известны были также свирель и флейта из Камышевой трубки. НАНАЙСКИЕ СУВЕНИРЫ ФОЛЬКЛОРС детства дети усваивали фольклор, рассказываемый в виде тэлунгу - мифов, сказаний, преданий, легенд различного содержания: о происхождении вселенной, Земли, людей, гор, рек и т. п. Детей знакомили с хозяевами стихий огня, воды, лесов и т.п., с мифами о брачном сожительстве людей с животными, т.е. с происхождением нанайских родов, о загробной жизни и т. д. Существовали сказки нингман бытовые, о животных, заимствованные у других, песни дярин, загадки намбокан, скороговорки даурэн или модакан. Для придания достоверности тэлунгу рассказывались как сон или чаще событие из жизни конкретного человека. Это давало возможность в нужную минуту привести подходящий сюжет. Любили слушать сказки в долгие зимние ночи женщины, оставшиеся в стойбище во время охотничьего промысла мужчин. С их помощью дети осваивали правила поведения в семье, роде, на промыслах, ритуалы задабривания мифических хозяев стихий, промысловых угодий, познавали историю происхождения тотемных животных, взаимоотношения человека и природы. НАНАЙСКИЙ ЭТНОС В ДОУВ детском саду знакомство с нанайским этносом необходимо включать в план воспитательно – образовательной работы как раздел регионального компонента. Ведь история нанайского народа является частью истории нашего края, города. Национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с нанайской культурой, искусством, детской художественной литературой, фольклором, народно – прикладным творчеством, народными играми. Формируются знания детей о традициях и быте коренного населения нашего края. Воспитывается культура межнационального общения.Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.Планирование данной работы наиболее целесообразно включать в занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей: слушание музыки, рассматривание картин и иллюстраций к книгам. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, историей своего края, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство нанайской культуры, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Необходимо знакомить детей с самобытностью и фольклорными произведениями нанайского этноса. Ведь это богатый материал для воспитания любви к Родине, к своей семье. Так, например, наставления молодым в нанайских семьях можно использовать в воспитании детей. НАСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ- «Старших зови братом и сестрой, дядей, тетей, дедом, бабушкой»- «Хвала и честь тем, кто помогает старшим»- «К мнению старших всегда прислушивайся»- «Поклоны и уважение к старшим оборачиваются тебе счастьем и удачей в жизни»- «Самое плохое - это перебивать в разговоре старших или громко смеяться и говорить при них, особенно при посторонних»- «По чужой лыжне не ходи»- «Чужое брать - это самое позорное, как и отнимать у малышей что-нибудь»-«Входя в чужой дом, нельзя шарить вокруг глазами или без разрешения трогать там вещи»- «Хвастаться, кичится или гордиться неприлично, особенно о себе рассказывать»- «Не гордись, коль ты ничего не сделал доброго к тому, от чего загордился»- «Люди сами видят, кто ты и какой ты есть, они сами тебя похвалят, если ты этого заслуживаешь»- «Не говори «никогда со мной не случится» или «этого зверя я убью или поймаю» -это нескромно»- «На зов о помощи иди, чего бы тебе это не стоило, особенно в тайге или на Амуре»- «Грешнее нет ничего, когда ты смеешься над физическими недостатками или над больным»- «Если о себе одном заботишься - один останешься.» ЛИТЕРАТУРАЕ.А.Гаер «Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце 19-начале 20в.»О.А.Шабурова «Воспитание в нанайской семье середины 19-начала 20вв.»